Бойцы вспоминают минувшие дни...
 

 

 

 

Перевод   ТАКР «КУЗНЕЦОВ»

 

19920702b

Контр-адмирал Ю.Г.Устименко

 

    К концу ноября 1991 г. процесс распада СССР приобрел необратимый характер (на 1 декабря были назначены выборы прези­дента Украины и референдум в поддержку акта о государственной независимости этой республики, принятого Верховной Ра­дой 24 августа 1991 г.: Верховный Совет России принял аналогичный акт раньше — 23 августа), госиспытания самолетов пре­кратили и дальнейшее пребывание «Куз­нецова» в Черном море теряло смысл. Ве­роятно, стремясь оградить себя от всех возможных неожиданностей, связанных с перспективой раздела флота, главком ВМФ адмирал В.Н.Чернавин и принял ре­шение о срочном переводе корабля на Се­вер, к месту постоянного базирования. За­ранее определялась конкретная дата про­хождения Гибралтарского пролива — 5 де­кабря 1991 г. В штабе ЧФ предлагали от­править на СФ вместе с «Кузнецовым» так­же большие противолодочные корабли пр.1134Б, как наиболее современные, но по ряду причин это предложение не было принято.

    Обеспечение перехода возлагалось на первого заместителя командующего СФ вице-адмирала Ю.Г.Устименко, срочно прилетевшего в Севастополь. На борту «Кузнецова» также находился председа­тель Постоянной комиссии государствен­ной приемки кораблей ВМФ вице-адмирал А.М.Устьянцев, поддерживавший связь с главкомом. Для обеспечения безопасного прохода «Кузнецовым» турецких проливов командующий ЧФ вице-адмирал И.В.Каса­тонов заранее выслал к Босфору спаса­тельный буксир «Шахтер».

    И хотя о дате ухода корабля было изве­стно заранее, не обошлось без спешки. Ве­чером 1 декабря Ю.Г.Устименко прибыл ка­тером на борт стоявшего на внешнем рей­де крейсера и приказал командиру срочно сниматься с якоря, несмотря на неком­плект личного состава, главным образом, офицеров и мичманов, оставшихся на бе­регу. На борту находились представители гарантийной команды от промышленности (включая 12 человек от ЧСЗ), а также 15 летчиков и 40 техников 100-го КИАП, пере­ходивших на Север. В 23.40 «Кузнецов» дал ход и в охранении БПК «Скорый» и СКР «Безукоризненный» вышел в море. На рассвете корабли были перед входом в Босфор, где их ожидал СБ «Шахтер». Су­ществует версия, что военный атташе США в Анкаре получил директиву воспрепятст­вовать проходу «Кузнецовым» турецких проливов хотя бы на сутки, но не успел (за­то в 2001 г. это получилось в отношении его близнеца, проданного Китаю недостроен­ного «Варяга», целый год ждавшего в Чер­ном море разрешения местных властей).

    В сопровождении «Шахтера» ТАКР про­шел турецкие проливы, где несколько мат­росов хотели бежать, сбросив с кормы крейсера спасательный плотик и пытаясь достичь на нем турецкого берега, но были подняты на буксир и возвращены на ко­рабль. В сопровождении турецких, а затем греческих, итальянских, французских и ис­панских кораблей, сменявших друг друга, а также авиации стран НАТО, «Адмирал Кузнецов» направился к Гибралтару.

    Кроме кораблей непосредственного ох­ранения, обеспечение перехода авианосца до границы зоны ответственности ЧФ — меридиан 08°58' западной долготы — воз­лагалось на находившуюся в Средиземном море 5-ю оперативную эскадру (ПКР «Москва», БПК «Сдержанный», танкеры «Иван Бубнов» и «Борис Чиликин», под­водные лодки СФ и плавмастерская ПМ-9). В прикрытии ТАКР участвовал и ЭМ «Без­боязненный», осуществлявший межфлот­ский переход с Балтики на ТОФ (корабли разошлись ночью 5 декабря в западной части Тунисского пролива на дистанции 20 миль).

    Уже в Эгейском море на ТАКР была от­мечена вибрация третьей (ближняя спра­ва от ДП) машины. Позже выяснилась при­чина — сорванная штормом и намотавша­яся на гребной винт рыболовная сеть. Движению это особо не мешало, поэтому так и шли до самого Гибралтара, где во время двухдневной стоянки и приема топлива в точке № 3 с танкера «Иван Бубнов» корабельные водолазы ножами срезали сеть, освободив винт. Заодно они обнару­жили исчезновение наваренной на его ло­пасть во время докования в Новороссий­ске вставки размером 200x250 мм (по­следствия повреждения в Днепро-Бугском канале).

    За Гибралтаром в охранение «Адмира­ла Кузнецова» вступили СКР «Бдитель­ный» (БФ) и «Задорный» (СФ).

    Там же корабли разошлись с американ­ской авианосной ударной группой во главе с новейшим атомным авианосцем «Джордж Вашингтон», следовавшей из Норфолка в Средиземное море. Американцы приступи­ли к облетам нашего ТАКР, фотосъемке и замерам его физических полей. «Кузне­цов» в ответ передал сигнал «Провожу уче­ния», увеличил ход до 24 уз. и поднял в воз­дух оба спасательных вертолета Ка-27ПС (самолетов на борту во время перехода не было). А СКР «Задорный» попутно поднял с воды один из сброшенных американски­ми вертолетами радиогидроакустических буев. В районе 64-й параллели «Бдитель­ного» сменил ЭМ «Безудержный» (СФ).

    Корабль шел постоянным 12 — 14-уз. ходом, не считая кратковременного увели­чения скорости за Гибралтаром. Замеча­ний к работе котлов и турбин при переходе не было. После ухода американцев отряд советских кораблей сопровождали снача­ла британский, а затем норвежский фрега­ты; от мыса Нордкап и до самого входа в Кольский залив за отрядом следил нор­вежский разведывательный корабль «Марьятта».

    21 декабря «Адмирал Кузнецов» прибыл на Северный флот и был включен в состав 43-й (Атлантической) дивизии ракетных крейсеров с базированием в п. Видяево.

 

 

01Вице-Адмирал Устименко Ю.Г.

 

 

 

Компиляция: Лихацкий Ю.В.

 

1. Михайлов Ю.Г. Морские рассказы.

2. О Г.И. Семёнове - подводнике.

3. О М.Н. Хронопуло.

4. О В.Д. Бояркине.

5. О Ю.Г. Устименко.

6. О ВМС Северной Кореи.