8-я

оперативная эскадра кораблей

 

(хроника создания  в зоне Индийского океана

8-й  оперативной эскадры кораблей ВМФ)  1967 – 1992 гг.

 

 

 

 

 

БРИГАДА ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ КОРАБЛЕЙ ЧФ

 

                              Рассказал Андрей Чабаненко


       В середине 60-х годов советские ученые приступили к новому этапу изучения космического пространства - исследованию Луны. В 1965 году был разработан новый космический аппарат «7К-Л1» серии «Зонд», предназначенный для отработки техники полетов к Луне с возвращением на Землю.

      Для их посадки были выбраны основной и запасные районы, один из которых располагался на акватории Индийского океана.
       Для обеспечения выполнения программы космических исследований Луны, в апреле 1967 года, в соответствии с приказом ГК ВМФ было сформировано нештатное управление специальной эскадры поисково-спасательных кораблей для поиска и подъема космических объектов и определен её состав. В него вошли: от ТОФ - крейсер «Дмитрий Пожарский», экспедиционно-океанографические суда «Федор Литке», «Алексей Чириков»; от БФ - плавбаза «Виктор Котельников»; от Ленинградской ВМБ - экспедиционно-океанографические суда «Василий Головнин», «Андрей Вилькицкий», «Семен Дежнев»; от ЧФ - экспедиционно-океанографическое судно «Семен Челюскин».

      Постановлением Совета Министров СССР в состав сил эскадры были выделены от Балтийского морского пароходства 6 лесовозов проекта 596, от Министерства Морского флота - танкер «Ханой».

      Эти суда и корабли в период с марта по май 1967 года прошли переоборудование на судоремонтных заводах страны. В результате выполненных работ плавбаза «Виктор Котельников» и суда проекта 596 были оснащены радиотехнической аппаратурой поиска космических объектов, средствами для их подъема, а также вертолетными площадками и комплексами для базирования вертолетов Ка-25пс.
       Выделенные корабли и суда размещались на своих флотах, а в специальном отношении подчинялись командованию эскадры.

      Через год постоянным местом базирования эскадры стал Севастополь с подчинением командующему Черноморским флотом.
       В сентябре 1968 года специально созданному соединению была поставлена первая задача по обеспечению запуска и посадки космического корабля «7К-Л1» № 9, который в открытой печати именовался «Зонд-5».

      К решению этой задачи были привлечены из состава эскадры: ЭОС «Ф. Литке», «В. Головнин», «С. Дежнев», «А. Вилькицкий», а также лесовозы: «Восток-3», «Тоснолес», «Выборглес», танкер «Ханой».

     Дополнительно эскадре придавалось судно «Боровичи» под флагом АН СССР, организовывалось взаимодействие с самолетом ТУ-95 РЦ Северного флота.

      Руководство силами было возложено на командира Черноморской эскадры контр-адмирала В.М. Леоненкова.

      Запуск «Зонда-5» был осуществлен с территории СССР 15 сентября 1968 года. Ввиду отклонения траектории полета государственной комиссией было принято решение о посадке «Зонда-5» в районе Индийского океана 21 сентября.
       После ночи поиска в 7 часов 41 минуту 22 сентября 1968 года ЭОС «Василий Головнин» в точке Ш=32грд 38' Ю Д=65грд 33' впервые в мире осуществил подъем космического аппарата с воды и 3 октября доставил автоматическую станцию «Зонд-5» в порт Бомбей для отправки военным самолетом в СССР.
       Так было положено начало практической деятельности флота по поисково-спасательному обеспечению космических аппаратов.

     Интересен факт, что на этой станции были первые живые существа Земли, совершившие межпланетный космический полет – черепахи.
       С 1 ноября 1968 года управление «Черноморской» эскадры начало прием лесовозов в состав Военно-Морского Флота, которые были оборудованы и переведены в класс экспедиционно-океанографических судов и получили названия «Апшерон», «Диксон», «Донбасс», «Даурия», «Баскунчак», «Севан», «Тамань», «Ямал».

      Танкер «Ханой» был переименован в танкер «Ахтуба».

     Комплектование экипажей возлагалось на Черноморский, Северный, Балтийский и Тихоокеанский флоты.

      Таким образом, к концу 1968 года было завершено формирование постоянного состава Черноморской эскадры специального назначения.

      В 1974 году штаб эскадры был переведен в подчинение Тихоокеанскому флоту в г. Владивосток, а из судов эскадры была сформирована Черноморская 3-я бригада кораблей поисково-спасательного обеспечения полетов космических объектов.

      Одной из задач этой бригады было обеспечение безопасности полетов пилотируемых космических кораблей типа «Союз» с возможной их посадкой в северо-западной части Черного моря, а также проведение морской части испытаний новой космической техники и морской подготовки экипажей космических кораблей.
       К началу 80-х годов советская космонавтика вплотную подошла к созданию космического корабля многоразового использования. Необходимо было провести испытания с целью определения температурного режима управляемого спуска и качества теплозащиты.

     Созданный макет ввиду малых размеров не имел шасси, и для уменьшения динамического воздействия на теплозащитную плитку при приземлении после парашютного спуска было решено спускать его на воду.

       Район посадки был выбран в южной части Индийского океана, западнее Кокосовых островов.

       Для проведения поисковой операции были направлены: от Черноморского флота ПСК «Ямал», «Апшерон», «Донбасс», БПК «Василий Чапаев» с вертолетом Ка-25пс на борту; от Тихоокеанского флота - корабль измерительного комплекса «Чумикан» и от АН СССР научно-исследовательское судно «Космонавт Беляев». Выполнение работ по техническому обслуживанию осуществляла группа технического обслуживания от конструкторского бюро и представителей промышленности.

      Руководство поисковыми действиями было возложено на командира Черноморской бригады капитана 1 ранга Ю. В. Гоман. Запуски макета МКК «Буран» («Бор-4» № 401), с приводнением в Индийском океане, производились в мае 1982 г, марте 1983 г и с приводнением в Черном море в декабре 1983 г и ноябре 1984 г.

       Во всех случаях подъем макета на борт осуществлял ПСК «Ямал» и доставлял его в порт Севастополь. Последний запуск «Бор-4» произведен осенью 1984 года в Черном море. Однако этот аппарат был уничтожен пунктом управления еще в воздухе, поисково-спасательные корабли «Донбасс», «Севан», «Тамань», «Апшерон» в течение недели «пахали» акваторию района вероятного приводнения, но так и не нашли даже крохотного его кусочка.
        Этап полетов «Зондов» и «Бора» завершился, однако корабли 3-й бригады продолжали выполнять задачи в качестве кораблей управления эскадры в Индийском океане, проводили испытания новой космической техники, тренировки космонавтов и спасательной техники в Черном море.
        Взаимодействие центра подготовки космонавтов (ЦПК) имени Ю. Гагарина с Черноморским флотом началось в 1963 году, когда начали отрабатываться варианты посадки спускаемых аппаратов на воду. Тогда летом в районе п. Феодосия группой космонавтов (В. Быковский, Б. Волынов и пять женщин-космонавтов) были выполнены прыжки с парашютом с приводнением на поверхность моря. Обеспечение безопасности работ и эвакуация космонавтов с водной поверхности осуществлялась командой военно-транспортного судна «Иргиз» Феодосийской ВМБ. Первая же тренировка космонавтов по действиям после посадки на море была проведена летом 1969 года.
       В 1972 году для организации обеспечения полетов КА в составе штаба ЧФ была создана поисково-спасательная служба (ПСС ЧФ). Её не следует путать с существовавшей с 1942 года аварийно-спасательной службой флота (АСС ЧФ), выполняющей задачи аварийно-спасательного обеспечения действий сил ЧФ. В то время это были разные организации, имеющие различие, как в системе управления, так и в задачах, и в подчиненных силах.        Однако часть спасательных судов АСС ЧФ были дооборудованы системами поиска КА и подъема их на борт.

     Объединены вышеназванные службы были в ноябре 1984 года, тогда аббревиатура АСС ЧФ исчезла и осталась только поисково-спасательная служба (ПСС ЧФ), реорганизованная в 1994 году в управление поисковых и аварийно-спасательных работ (УПАСР ЧФ).
       С 1972 года ЦПК начал проводить систематическую подготовку космонавтов на Черном море к действиям на месте вынужденной посадки в экстремальных условиях.

      К испытаниям КА и тренировкам космонавтов были привлечены: 3 Управление 8 ГНИКИ ВВС, РКК «Энергия», ММЗ «Звезда», 7 ГНИИИАКМ ВВС, ЦПК им. Ю.А. Гагарина.

       Первым кораблем обеспечения от ПСС ЧФ – ЭОС «Севан».

      По результатам этих испытаний были разработаны «Временная программа и методика тренировок космонавтов по действиям после посадки на море», по которым в этот же год в Феодосийском заливе были проведены тренировки четырех экипажей, готовящихся к полетам по программам ДОС и ДОС №2 в составе: А. Леонов – В. Кубасов; В. Лазарев – О. Макаров; А. Губарев – Г. Гречко; П. Климук – В. Севастьянов.

      На этот раз их тренировки обеспечивал ЭОС «Тамань». Руководителем тренировок был летчик-космонавт СССР, дважды герой Советского Союза, генерал-майор авиации А. Николаев.
       Тренировки космонавтов, специалистов ПСС ЧФ и сборы по вопросам организации поисково-спасательного обеспечения и действий в случае приводнения КА на воду проводились ежегодно. Для этого специалисты флота откомандировывались в центр подготовки космонавтов, ЦУП, РКК «Энергия», ММЗ «Звезда», космодромы, аэродромы сил обеспечения полетов КА и другие организации.

      От ПСС ВМФ и ПСС ЧФ в разное время в этих мероприятиях, подготовке и организации тренировки космонавтов принимали участие Б. Логунов, Б. Пугачев, И. Калугин, И. Белов, А. Жбанов, А. Рогожин, В. Юрганов, Б. Детенышев.

      Все мероприятия подготовки специалистов и тренировки фиксировались на киноленту, работала киносъемочная группа киностудии «Центрнаучфильм» - оператор Борис Смирнов.
      В различные годы руководителями тренировок были летчики-космонавты СССР: В. Горбатко, П. Попович, В. Жолобов, Ю. Глазков, В. Джанибеков, Ю. Малышев, Ю. Романенко. Также руководителями тренировок назначались начальники отдела ЦПК, ответственного за организационно-методическое обеспечение данного вида подготовки: И. Давыдов, Е. Хлудеев, Н. Греков, Г. Манаков, В. Трунов.
      В период с 1972 по 1991 год силами черноморцев была обеспечена подготовка более 30 экипажей космонавтов как Советского Союза таки и других стран - ЧССР, ПНР, ГДР, Вьетнам, Куба, Монголия, Болгария, Франция, Индия, САР, Япония, Англия, Австрия, Германия. Все тренировки проводились в районе Феодосийского залива. Отрабатывались экипажи космических кораблей «Союз», «Союз»-«Аполлон», «Алмаз», ДОС-7К, «Союз-Т», «Буран».
       Кроме совместного проведения тренировок, в период с 1972 по 1987 года, специалисты ЦПК совместно с ПСС Черноморского флота участвовали в испытаниях образцов космической и поисково-спасательной техники и учебно-методических сборах по обеспечению подготовки космонавтов, проводимых на базе Крымской ВМБ (озеро Дон-Узлав).

      Проводились и испытания катера пр.14010 для ПСК Ил-76К, экспериментальные исследования по оценке жизнедеятельности экипажа в СА и после покидания его при волнении моря 5 баллов, испытания спасательного катера на воздушной подушке «Барс».
       С 1990 года резко изменилась социальная и экономическая обстановка в стране, что привело к утрате традиционных баз проведения тренировок. Так в 1991 году в Феодосийском заливе была проведена последняя тренировка. Возобновились они в 1993 году в районе Анапы. А в 1994 году произошла замена СА (испытания экспериментальной установки ЭУ-630 №3), руководителями были от ЦПК – Н. Греков, от УПАСР ЧФ – А. Чабаненко. Обеспечивал корабль управления «Даурия».
       С расформированием 3-й бригады поисково-спасательных кораблей до 1997 года тренировки космонавтов обеспечивал КУ «Даурия», который теперь входил в состав сил Новороссийского военно-морского района.
В дальнейшем места проведения тренировок менялись: с 1996 года – п. Джубга, с 1998 года – п. Кудепста. В этот период (1997 год) обеспечивали тренировки экипажа с участием секретаря совета обороны Ю. Батурина, в дальнейшем – космонавта России. Высшие представители были от ЦПК, ФПСУ, УПАСР ВМФ, телевидение, охрана…. и надо отдать должное спокойному проведению тренировок в соответствии с графиком руководителю от ЦПК – Н. Грекову и командиру КУ «Даурия» – С. Тараканову. Это была последняя тренировка с обеспечением ЭОС-ПСК-КУ «Даурия» – поисково-спасательных кораблей специальной эскадры.
В 1998 году в состав 37 брсс УПАСР ЧФ вошло морское буксирное судно МБ-36, в дальнейшем переоборудованное под спасательное буксирное судно и переименованное в СБ-36. Первой его задачей в составе спасательных сил и стало продолжение обеспечения морских тренировок космонавтов. Капитан судна Г. Кобылинский. Поскольку привлечение судна такого класса для тренировок космонавтов, а не для проведения испытаний, проводилось впервые, - рассматривались сразу три варианта обеспечения тренировок, в которых приняли участие вместо космонавтов инструкторы того самого отдела, которым руководил Н. Греков, а ныне руководил и принимал участие в испытании В. Трунов. Сразу после испытаний был определен вариант проведения тренировок и в этот же день по установленному графику пошло их проведение. Тренировались С. Марчихин (инструктор) – Д. Берш – К. Уолц (NASA); В. Дежуров – М. Тюрин – К. Бауэрсокс (NASA); Ю. Усачев – С. Хелмс – Д. Восс (NASA); С. Шарипов – М. Фулиер – И. Белла (Словакия). Когда мы на СБ-36 шли на первую тренировку все были напряжены, как мы, представители флота, так и руководители ЦПК, - как же без предварительных испытаний судна обеспечения... Но после прихода на рейд п. Кудепста, услышав в эфире да боли знакомый голос Н. Грекова – я понял, что будет предпринято все, чтобы тренировки прошли успешно. Так и произошло, а наш спасатель СБ-36 получил свое первое крещение.
Тренировки космонавтов на Черном море с 2001 года проводятся ежегодно, их сложность возрастает год от года, количество тренирующихся космонавтов тоже. Удачи вам в полетах и точных плановых приземлений!

 

 

Домашняя ] 1. 1-я страница ] 2. 1-2. Место встречи ] 3. 2. Корабли ПСК ] 4. 3. Флот и космос ] 5. 3-1. Прототип Бурана ] 6. 3-2. Космический старт ] 7. 3-3. -опыт пригодится ] [ 8. 3-4. Бригада ПСК ] 9. 4. Концепция присутствия ] 10. 5. Оперативные эскадры ] 11. 5-2. 8-я оперативная ] 12. 6. 8-я - начало ] 13. 7. Флот - инструмент ] 14. 8. Бунт в метрополии ] 15. 9. Миссия ВМФ-71 ] 16.10. СССР в Сомали ] 17. 11. ВМФ на Маврикии ] 18. 12. ВМФ на Сейшелах ] 19. 13. Горячее море ] 20. 13-1. СССР и Эфиопия ] 21. 13-2. ВМФ Эфиопии ] 22. 13-3. ВМФ и Эфиопия ] 23. 13-4. Эфиопия до вторжения ] 24. 13-5. БД на море - 77-78 ] 25. 13-6. Создание ПМТО ] 26. 13-7. Новый ВМФ Эфиопии ] 27. 13-8. ВМФ СССР в 80-х ] 28. 13-9. Минный кризис ] 29. 13-10. Суэцкий канал ] 30. 13-11. Корабли - разминирование ] 31. 13-12. Авария К-175 ] 32. 13-13. История АПЛ ] 33. 13-14. Переворот в Адене ] 34. 13-15. Последний бой ] 35. 13-16. БД на Красном море ] 36. 13-17. БД -  90-91 ] 37. 13-18. Эвакуация ПМТО ] 38. 13-19. Страховой полис ] 39. 13-20. Конец ПМТО ] 40. 14. Корабли БС ] 41. 14-1. Случайно ] 42. 15. Разведчик - корабль ] 43. 16. Наследники Казарского ] 44. 17. Персидская эпопея ] 45. 17-1. Персидский залив ] 46. 17-2. Боевые мили ] 47. 17-3. Танкерная война ] 48. 17-4. Вахта в Персидском ] 49. 17-5. Рядом с опасностью ] 50. 17-6. Рецидив ] 51. 17-7. Трагедия над заливом ] 52. 17-8. Уроки войны ] 53. 17-9. В сложной обстановке ] 54. 17-10. Вахты Заряда ] 55. 17-11. В южных широтах ] 56. 17-12. Горячим фарватером ] 57. 17-13. Стойкость. Выдержка. Мастерство ] 58. 17-14. Трудные мили ] 59. 17-15. MOSCOW NEWS ] 60. 18. Золотые корабли ] 61. 19. Визит Хронопуло ] 62. 20. БДК Томский КСМ ] 63. 21. Визиты кораблей ] 64. 22. Ходили мы походами ] 65. 23. Поход в Индию ] 66. 24. Доставка штаба ] 67. 24-2. Десант на Сокотру ] 68. 24-3. Десант-80.avi ] 69. 25. К любимой ] 70. 26. Командование эскадры ] 81. 27-1. НШ эскадры ] 82. 27-2. Заместители КЭ. ] 83. 27-3. Начальники ПО ] 84. 28. Заместители НШ. ] 85. 28-1. Ф ЭМЧ ] 86. 28-2. Ф Бч-1. ] 87. 28-3. Ф Бч-2. ] 88. 28-4. Ф Бч-3. ] 89. 28-5. Ф Бч-4, СБС. ] 90. 28-6. ЗНШ-АВ - ГМО ] 91. 28-7. Ф РТС, Бч-7. ] 92. 28-8. Ф СПС - НСЧ ] 93. 28-9. Ф ПВО. ] 94. 28-10. Ф ПМТО. ] 95. 28-11. Ф Разведки. ] 96. 28-12. Ф РЭБ ] 97. 28-13. Ф ХС. ] 98. 28-14. Ф МС. ] 99. 28-15. Ф ОО. ] 100. 29-1. ПО ] 101. 30. ИстЖурнал эскадры ] 102. 31. Ревием ] 103. 31-1. ВМФ афера ] 104. 31-2. Куда ушел П-Павловск ] 105. 31-3. Под Андреевским ] 106. 32. Литература ] 122. 38-1. фото Балко М.В. ] 126. 38-2. Фото Петеримов Н.Г. ] 128. 38-3. Фото Умнов В.П. ] 130. 38-5. Фото Коваленко В.П. ] 131. 38-6. Фото Лихацкий Ю.В. ] 135. Ошибка с БДК-98 ]

Литературное дополнение к сайту