8-я

оперативная эскадра кораблей

 

(хроника создания  в зоне Индийского океана

8-й  оперативной эскадры кораблей ВМФ)  1967 – 1992 гг.

 

 

 

 

 

У   Р О К И  Т  А  Н   К   Е   Р   Н   О   Й     В    О   Й   Н    Ы.

 

ПЕРСИДСКИЙ                ЗАЛИВ.

 

Интересы многих стран связаны с судоходством в Персидском заливе. Он расположен в крупнейшем нефтегазоносном районе планеты. Страны Западной Европы вывозят отсюда треть всей потребляемой  ими нефти,   Япония - около двух третей.  Вспыхнувший на пороге 80-х годов ирано-иракский конфликт (вооружённый), не смотря на все усилия мировой общественности долго не затухал, вспыхивая вновь и вновь, нарушая свободу судоходства в Заливе, умножая человеческие  жертвы.

Поэтому все миролюбивые силы планеты приветствовали известие о том, что 20 августа 1988 года вступило в силу соглашение о прекращении огня в войне между Ираном и  Ираком. Представители 25 стран -  членов  ООН,  вошедших в группу военных наблюдателей, приступили к работе по осуществлению соглашения.

Ирано-Иракскую войну условно можно разбить на три этапа.

1-й этап войны - с весны 1980 года по весну 1982 года, наступление иракских ВС на нефтедобывающие районы Ирана, которые захватить не удалось.   

2-й этап войны – весна 1982 года - весна 1984 года, крупное контрнаступление иранских войск, которым удалось захватить часть территории Ирака, вымогая п-ов Фао. В результате сократился иракский экспорт нефти из-за перекрытия нескольких трубопроводов (остался один - через Турцию). Персидский залив оказался для Ирака закрытым. В порту Басра на реке Шатт-Эль-Араб застряло более 100 судов, в том числе советский .сухогруз "Академик Зелинский", несколько судов было потоплено в результате налетов.

3-й этап войны - с весны 1984 года - ожесточенная "танкерная война" в Персидском заливе.

 Первая жертва "танкерной волны" - гибель члена экипажа индийского сухогруза "Риши Вашвамитра" датируется октябрём 1981 года, первая результативная атака с воздуха иракскими ВВС панамского танкера "Луис-1" -май 1981 года.

В 1982 году первое судно подорвалось на мине на акватории залива - греческий танкер "Анабелла".

Первое повреждение танкера (турецкий "Атлас-1" /142800/) иракским самолетом во время грузовых операций у нефтяного терминала на острове Харк.

Однако началом "танкерной войны" принято считать 25 апреля 1984 года иракскую ракетную атаку в Заливе  саудовского супертанкера "Сафина-Эль-Араб" дейдвейтом 357 000 тонн (погиб I человек, разлито 10 000 тонн нефти, судно вышло из строя, ущерб - 20 млн. долларов).          

Иран вступил в "танкерную" войну 13 мая 1984 года, повредив с воздуха кувейтский танкер "Умм  Касбах" (86 000 т). 

К осени 1984 года было атаковано около 250 судов, преимущественно каботажных, большинствоиз которых было потоплено (иранский  журнал "Альф Баа"):

 -  194 - кораблями иракских. ВМС.

     -    42 - самолетами ВВС Ирака,


     -    15 -береговыми частями ВС Ирака.

Над водами Залива кружились вертолеты, по его глади рыскали военные корабли. В водах Залива прятались мины. Танкеры и сухогрузы атаковывались бомбами и ракетами с самолетов без опознавательных знаков. Быстроходные катера неизвестной принадлежности под покровом темноты и тумана обстреливали
суда из пулеметов и гранатометов.

Иракские войска атаковали преимущественно "крупные морские цели" -  крупнотоннажные морские танкера, занятые в челночных рейсах или используемые в качестве хранилищ нефти.

Иранские - предпочитали обстрел в Заливе судов, не конвоируемых военными кораблями, практиковали  досмотр судов, про ходящих Ормузским проливом.

Налеты на плавучие нефтехранилища Ирана в районе о. Ларак иракские истребители-бомбардировщики "Мираж" проводили с двумя дозаправками в воздухе.

22 декабря 1987 года бомбы с лазерной системой наведения поразили крупнейший либерийский супертанкер "Сивайз Джойант" (239 000 т) и супертанкер "Уолд Петробрад" (194 000 т). Бомбардировке также подверглись английские супертанкеры "Бритиш Энтерпрайз" и "Бритиш Респект". Танкера выдержали удары.

14 мая 1988 года атакованы тот же "Сивайз Джоант" (поврежден, сдан на слом) и "Барселона"
(Испания - 235 000 т), а также танкеры Великобритании и Кипра ("Бурмах  Эндавур" и "Аргоси").
На "Барселоне" погибло 17 человек.

Иранские военные корабли чаще всего нападали  в районе Ормузского пролива. Обычно сначала атакующие делали запрос по радио, уточняя характер груза и порт назначения,  затем следовал обстрел артиллерией, ракетами, НуРС, ПТУРС.    

Всего за время войны в Персидском заливе, по данным страховой кампании Ллойд, обеими сторонами атаковано и повреждено 546 крупных торговых судов, свыше 2 /3 которых - танкеры, 1/3 из них сильно разрушены и затонули, или сданы на слом. В результате военных действий погибло 420 моряков ( в т.ч. в 1988 году – 94 чел.).

Морская война разгоралась постепенно, особо опасная эскалация началась в 1984 году.

9 декабря 1985 года  зафиксирован уникальный случай - от 1 ракеты пострадало 3 танкера водоизмещением около I 000 000 тонн. Этой ракетой был поврежден порожний кипрский танкер "Вулкон" (316 000 т), в результате последовавшей паники столкнулись стоявшие рядом груженые танкеры панамский "Магнум" и либерийский "Нова", при этом разлилось 70 000 тонн нефти.

Октябрь 1984 год – тремя ракетами каждый -  подожжены японский танкер "Нисшил Мару" и панамский газовоз "Газ Фонтейн".

9 июля 1987 года  в балластном рейсе обстрелян 18 ракетами с иранских катеров, но остался на плаву либерийский танкер "Пеконик" (273 000 тонн).

Некоторые танкеры поврежденные многократно:  

-иранский "Дена"     - 6 раз

-кипрский "Поликон"   - 5 раз

    -иранский "Табриз"   - 4 раза


    -либерийский "Медуза"   - 3 раза

-кипрский "Сыюпиер"   - 3 раза

-ю-корейский "Р.Коломбо"- 3 раза

         - мальтийский "Фри Энтерпрайз   - 3 раза

Число атак на торговые суда в Персидском заливе вновь резко возросло в марте – августе 1986 года (повреждено 50 танкеров).

 В конце 1986 года, когда угроза судоходству в Заливе стала особо ощутимой, Кувейт обратился с просьбой предоставить танкерам "Кувейт Ойл танкер кампани" (государственной организации, осуществляющей перевозки всей кувейтской нефти) право плавать под флагами государств - постоянных членов Совета Безопасности ООН или передать во фрахт несколько танкеров. Советский Союз быстро откликнулся, и в мае 1987 года 3 советских танкера встали на линию, в том числе "Маршал Чуйков" и "Маршал Василевский"

 Один из них, "М.Чуйков", подорвался на мине в балластном рейсе. Иранскими катерами был обстрелян перевозящий строительные  материалы советский сухогруз "Иван Коротеев". К счастью, обошлось без жертв.

США поставили 11 кувейтских танкеров под флаг США.

С июня 1987 года США, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Италия приступили к наращиванию своих ВМС в Персидском заливе (до 80 кораблей, включая линкор, авианосец, крейсера, эсминцы). Однако частота инцидентов возросла в полтора раза.

17 мая 1987 года обстрелян двумя иракскими ракетами "Экзосет'' американский фрегат "Старк" - погибло 37 американских моряков. В ходе дальнейших патрульных операций ВМС США потеряло 2 вертолета. В ответ Пентагон собрал в районе Залива около 30 военных кораблей разного класса,  15 ВСУ, до 25 тыс. человек личного состава. Эта операция ежедневно обходилась в 3 млн. долларов (в 1987 г. истрачено на эти цели 150 млн. долларов).

Военные корабли в Заливе охраняли, как правило, свои торговые суда.

5 февраля 1988 года иранские катера атаковали панамский танкер "Тавистон" (87 000 т). Английский фрегат наблюдал за нападением, но не вмешивался.

Американские корабли конвоировали свои суда и танкеры Кувейта и Саудовской Аравии, причем не всегда успешно.

-16 ноября 1987 года кувейтский танкер "Си Айел Сити" (83 300 т) подвергся ракетному удару, хотя шел под конвоем кораблей США;  возник пожар, 18 человек было ранено;

-в аналогичном случае подорвался на мине американский супертанкер "Бриджстон" (400 000 т).

Напряженность достигла кульминации в апреле 1988 года, когда после подрыва на мине фр США "Самюель Б.Робертс" по приказу Президента США был произведен "удар возмездия" по Ирану.

Группа кораблей США (крейсер, 2 эсминца, 2 фрегата и десантные суда-амфибии) атаковали иранские нефтяные платформы у островов Ширрин и Сассон на юге Залива. Были выведены из строя 2 иранские платформы, повреждено 6 военных кораблей и 1 истребитель-бомбардировщик.

В свою очередь, иранские быстроходные катера и другие боевые корабли подожгли у побережья ОАЭ морскую буровую платформу "Скан Бей", которую обслуживал американский персонал, атаковали буксир США "Вили  Тайд", крейсер "Страус", фрегат "Саханд", поразили британский (под гонконгским флагом) танкер-хранилише  "Йорк Марин" и еще ряд судов нескольких стран. Отражая атаку, фр "Симпсон" и кр "Вайнрайт" (США) потопили один из иранских патрульных катеров.

3 июля 1988 года случилось непоправимое: гражданский аэробус А-ЗО0 компании "Иран Эйр" был сбит над водами Персидского залива 2 ракетами с крейсера ВМС США "Винсеннес", погибло 293 человека, в том числе 56 детей.

Были и другие,  лишенные логики "ошибки". В феврале 1983 года иранские военные катера атаковали норвежский газовоз "Хавпил", перевозивший иранский (!) груз сжиженного пропана, а несколько позже по этому же судну был нанесен удар иракскими самолетами.

Декабрь 1987 года – подверглись нападению 30 танкеров (норвежский тн "Сусоннирд" – погиб 21 человек).

1  марта 1988 года - повреждено 40 судов .

19 марта 1988 года подверглись атаке у о. Харк иранскими самолетами груженый "Авай" и в бал-
ласте "Санаддай" (погибло 50 человек). Капитан  судна получил за рейс  10 000 долларов,  остальная команда (филипинцы, индийцы, малазийцы) по 370 долларов в месяц.

Иранская сторона помимо фрахта платила судовладельцу по 5 000 долларов на каждого члена экипажа.       

 В результате "танкерной войны" погибло с обеих сторон 1-1,2 млн. человек, искалечено - 1млн. иранцев и 300 тыс. иракцев.

Общий материальный ущерб, нанесенный двум странам – 500млрд. долларов.

Прекращение огня в районе Персидского залива - победа нового мышления в мире.

 

 

Домашняя ] 1. 1-я страница ] 2. 1-2. Место встречи ] 3. 2. Корабли ПСК ] 4. 3. Флот и космос ] 5. 3-1. Прототип Бурана ] 6. 3-2. Космический старт ] 7. 3-3. -опыт пригодится ] 8. 3-4. Бригада ПСК ] 9. 4. Концепция присутствия ] 10. 5. Оперативные эскадры ] 11. 5-2. 8-я оперативная ] 12. 6. 8-я - начало ] 13. 7. Флот - инструмент ] 14. 8. Бунт в метрополии ] 15. 9. Миссия ВМФ-71 ] 16.10. СССР в Сомали ] 17. 11. ВМФ на Маврикии ] 18. 12. ВМФ на Сейшелах ] 19. 13. Горячее море ] 20. 13-1. СССР и Эфиопия ] 21. 13-2. ВМФ Эфиопии ] 22. 13-3. ВМФ и Эфиопия ] 23. 13-4. Эфиопия до вторжения ] 24. 13-5. БД на море - 77-78 ] 25. 13-6. Создание ПМТО ] 26. 13-7. Новый ВМФ Эфиопии ] 27. 13-8. ВМФ СССР в 80-х ] 28. 13-9. Минный кризис ] 29. 13-10. Суэцкий канал ] 30. 13-11. Корабли - разминирование ] 31. 13-12. Авария К-175 ] 32. 13-13. История АПЛ ] 33. 13-14. Переворот в Адене ] 34. 13-15. Последний бой ] 35. 13-16. БД на Красном море ] 36. 13-17. БД -  90-91 ] 37. 13-18. Эвакуация ПМТО ] 38. 13-19. Страховой полис ] 39. 13-20. Конец ПМТО ] 40. 14. Корабли БС ] 41. 14-1. Случайно ] 42. 15. Разведчик - корабль ] 43. 16. Наследники Казарского ] 44. 17. Персидская эпопея ] 45. 17-1. Персидский залив ] 46. 17-2. Боевые мили ] 47. 17-3. Танкерная война ] 48. 17-4. Вахта в Персидском ] 49. 17-5. Рядом с опасностью ] 50. 17-6. Рецидив ] 51. 17-7. Трагедия над заливом ] [ 52. 17-8. Уроки войны ] 53. 17-9. В сложной обстановке ] 54. 17-10. Вахты Заряда ] 55. 17-11. В южных широтах ] 56. 17-12. Горячим фарватером ] 57. 17-13. Стойкость. Выдержка. Мастерство ] 58. 17-14. Трудные мили ] 59. 17-15. MOSCOW NEWS ] 60. 18. Золотые корабли ] 61. 19. Визит Хронопуло ] 62. 20. БДК Томский КСМ ] 63. 21. Визиты кораблей ] 64. 22. Ходили мы походами ] 65. 23. Поход в Индию ] 66. 24. Доставка штаба ] 67. 24-2. Десант на Сокотру ] 68. 24-3. Десант-80.avi ] 69. 25. К любимой ] 70. 26. Командование эскадры ] 81. 27-1. НШ эскадры ] 82. 27-2. Заместители КЭ. ] 83. 27-3. Начальники ПО ] 84. 28. Заместители НШ. ] 85. 28-1. Ф ЭМЧ ] 86. 28-2. Ф Бч-1. ] 87. 28-3. Ф Бч-2. ] 88. 28-4. Ф Бч-3. ] 89. 28-5. Ф Бч-4, СБС. ] 90. 28-6. ЗНШ-АВ - ГМО ] 91. 28-7. Ф РТС, Бч-7. ] 92. 28-8. Ф СПС - НСЧ ] 93. 28-9. Ф ПВО. ] 94. 28-10. Ф ПМТО. ] 95. 28-11. Ф Разведки. ] 96. 28-12. Ф РЭБ ] 97. 28-13. Ф ХС. ] 98. 28-14. Ф МС. ] 99. 28-15. Ф ОО. ] 100. 29-1. ПО ] 101. 30. ИстЖурнал эскадры ] 102. 31. Ревием ] 103. 31-1. ВМФ афера ] 104. 31-2. Куда ушел П-Павловск ] 105. 31-3. Под Андреевским ] 106. 32. Литература ] 122. 38-1. фото Балко М.В. ] 126. 38-2. Фото Петеримов Н.Г. ] 128. 38-3. Фото Умнов В.П. ] 130. 38-5. Фото Коваленко В.П. ] 131. 38-6. Фото Лихацкий Ю.В. ] 135. Ошибка с БДК-98 ]

Литературное дополнение к сайту