8-я

оперативная эскадра кораблей

 

(хроника создания  в зоне Индийского океана

8-й  оперативной эскадры кораблей ВМФ)  1967 – 1992 гг.

 

 

 

 

 

 

 

Прототип «Бурана» - «бор-4»

По программе орбитального полета, ориентация в пространстве поддерживалась газореактивной системой (8 сопел) по программе автономной бортовой системы управления (в режиме инерциальной навигации). Топливом для двигателей газореактивной системы служили компоненты АТ+НДМГ. В начале второго витка с помощью сбрасываемого порохового двигателя, установленного "на спине" "БОРа-4", выдавался тормозной импульс - и аппарат входил в атмосферу. Во время снижения, поворотное крыло обеспечивало требуемую статическую устойчивость по курсу, при переходе на малые углы атаки, консоли разворачивались в горизонтальное положение для повышения аэродинамического качества. Балансировка обеспечивалась с высоты 70...60 км при угле атаки 570 в первом полете и 52...540 в последующих полетах. Раздельное (дифференцированное) отклонение консолей крыла от балансировочного положения использовалось для управления по крену с проведением контролируемых поворотов для прогнозирования попадания на заданную дальность с непревышением расчетных тепловых потоков и перегрузок на всех этапах спуска. После торможения и планирующего полета в верхних слоях атмосферы,  пройдя участок плазмообразования, "БОР-4" на высоте около 30 км вводился системой управления в крутую спираль для уменьшения скорости полета, и на высоте около 7500 м выпускался парашют, обеспечивающий приводнение с вертикальной скоростью 7...8 м/с. В верхней части "БОРа-4" после приводнения надувался конический баллон-пеленг с мигающим фонарем. Он увеличивал плавучесть аппарата и выводил наружу антенны поисковой системы.

, http://files.balancer.ru/cache/forums/attaches/0f/1b/300x300/0f1b74a5060d895ec6b2e73bb2d3abc2.jpg

Космонавт «В Пацаев»

http://files.balancer.ru/cache/forums/attaches/85/76/300x300/857651d206c4accb8c41aca6ecee360b.jpg

Космонавт «Г.Добровольский»

 

Для связи с "БОР-4" в первом зачетном пуске были привлечены корабли слежения "Космонавт Пацаев" и "Космонавт Добровольский". После того, как "БОР-4" выполнил 1,25 витка по орбите, вошел в атмосферу с боковым маневром на дальность 600 км южнее траектории орбитального полета и приводнился в 560 км от архипелага Кокосовых островов в Индийском океане, его подобрали дежурившие там корабли Военно-морского флота СССР.

История поиска первых двух "БОР-4", приводнившихся в Индийском океане, наглядно демонстрирует накаленность международных отношений в годы "холодной войны". Корабли слежения- "Космонавт Пацаев", "Космонавт Добровольский" и "Ямал", заранее выдвинулись из бухты Петропавловска-Камчатского в район ожидаемого приводнения аппарата к берегам Австралии. Туда же пришли военные корабли Черноморского флота СССР. Присутствие флотилии из семи советских военных кораблей, рассредоточенных в радиусе нескольких сотен километров, привлекло самое пристальное внимание военно-морского флота Австралии. Разведывательно-патрульные самолеты Р-3С "Орион", базировавшиеся на авиабазе Вильямс Королевских ВВС Австралии (Royal Australian Air Force (RAAF) Base Williams), кружили над нашими кораблями   непрерывно день и ночь, сменяя друг друга.

Космический аппарат "БОР-4" после полета. Хорошо видно обгорание плиток теплозащиты у узлы подвижных консолей крыла

"Космос-1374", он же "БОР-4"

Наступило 3 июня 1982 года. "Космос-1374", он же "БОР-4", спланировав в огненной плазме до высоты 4 км, выпустил парашют и плавно лег на волны. Конус навигационного маяка на спине аппарата радировал в эфир о своем местоположении, доставив неприятный сюрприз поисковикам - промах с расчетным местом приводнения составил почти 200 км! К "БОР-4" устремились все поисковые корабли, как наши, так и австралийские.
После суточного перехода , первым к месту приводнения подошел наш поисковый корабль, с которого был спущен катер с гражданскими специалистами, основной задачей которых было ввести в бортовую систему плавающего аппарата специальный секретный код, блокирующий систему самоликвидации. До введения этого кода система самоликвидации препятствовала любым попыткам поднятия или транспортировки - аппарат, по сути, представлял собой свободноплавающую морскую мину. И только после обезвреживания к "БОРу" подошел наш поисковый корабль и под пристальным наблюдением австралийских ВМС поднял его на свою палубу. Четыре других советских военных корабля "прикрывали" эту операцию. И было от чего! К моменту вылавливания "БОРа" в районе приводнения находились уже не только военные корабли и самолеты-разведчики, но и палубные вертолёты ВМС Австралии.

http://www.buran.ru/images/jpg/bor4-6b.jpg

Катер со специалистами подходит к «Бор-4»

http://www.buran.ru/images/jpg/bor4-5b.jpg

Подъем изделия «Бор-4» на борт судна

Но второй запуск "БОР-4" (Космоса-1445) был также произведен с посадкой в районе Кокосовых островов. В проведении этого полета помогали корабли сопровождения Академии наук СССРосмонавт Волков", "Космонавт Беляев" и научный корабль тихоокеанской геодезической экспедиции "Чумикан".

http://files.balancer.ru/cache/forums/attaches/46/29/300x300/4629093e6d6f3149d041de125014f91b.jpg

«космонавт Павел Беляев»

космонавт  владислав волков

«космонавт В. Волков»

 

чумикан

"Чумикан"

Помимо тихоокеанской эскадры в район Кокосовых островов пришли корабли из Черного моря. Все корабли рассредоточились в радиусе нескольких сот километров, чтобы максимально быстро найти космический аппарат и поднять его на борт. Члены экипажа "Чумикана" позднее вспоминали о степени секретности работ - были наглухо задраены все иллюминаторы, чтобы ни один матрос не мог увидеть происходящих событий. Ближе всего к месту посадки оказался именно "Чумикан", с которого и был спущен катер с инженером на борту для обезвреживания системы самоликвидации приводнившегося космического аппарата. Операция эвакуации "Космоса-1445" закончилась благополучно благодаря большим затратам на организацию поисковых мероприятий, и не смотря на отчаянное противодействие иностранных судов, пытавшихся самостоятельно обнаружить и поднять на борт советский аппарат.
Австралийские военные корабли подходили настолько близко, что наши моряки могли беспрепятственно рассматривать в бинокли не только самих матросов, но даже смотреть по вечерам зарубежные фильмы, которые транслировались на экранах, развернутых на верхних палубах иностранных судов! Ко второму запуску "БОР-4" в марте 1983 года,  австралийские ВВС подготовились еще лучше - они уже знали, что им придется искать, поэтому и сделанные ими фотографии хода эвакуации "Космоса-1445" оказались более детальными по сравнению с "Космосом-1374".
Некоторые из этих десятков снимков, рассекреченных австралийским министерством обороны в апреле 1983 года, мы здесь приводим.

Эвакуация аппарата "Космос-1374". Съемка советских ВМС:

http://www.buran.ru/images/jpg/bor4-6.jpg   http://www.buran.ru/images/jpg/bor4-5.jpg

Катер с гражданскими специалистами осторожно приближается к "Космосу-1374"

"Обезвреженный" ракетоплан медленно поднимается над водами Индийского океана

http://www.buran.ru/images/jpg/bor4-4.jpg   http://www.buran.ru/images/jpg/bor4-2.jpg

Подъем "БОР-4" на палубу. На заднем плане - советский эсминец

"БОР-4" - в наших надежных руках.

На заднем плане - низколетящий австралийский самолет-разведчик Р-3С "Орион"

Тем не менее, австралийцам удалось с воздуха детально отснять весь процесс вылавливания и подъёма ракетоплана на палубу судна "Ямала".
Советские участники спасательных операций вспоминали, что австралийский "Орион" так низко ходил над палубой "Ямала", что вихри, срывающиеся с его крыльев, чуть не сбивали людей с ног. Поэтому неудивительно, что снимки, сделанные с "Ориона", оказались настолько подробными. Ниже мы приводим два из них.

Эвакуация космического аппарата "БОР-4" ("Космос-1374") - съемка командира эскадрильи (Wing Comander) самолетов-разведчиков Р-3С "Орион" Н.Купера (N.Cooper):

http://www.buran.ru/images/jpg/bor4-7.jpg

"Космос-1374" поднимается на палубу "Ямала" после успешного приводнения 4 июня 1982 года

http://www.buran.ru/images/jpg/bor4-8.jpg

"Космос-1374"на палубе "Ямала".
 Фотография сделана через два дня после первой, 6 июня 1982 года

Степень противодействия иностранного флота была настолько высока, что после окончания поисковой операции Г.С.Титов обратился напрямую в ВПК: "Считаю, что велика вероятность перехвата американцами,  предлагаю перенести место посадки в Черное море".

http://www.warheroes.ru/hero/images/after/titov_gs.jpg

Титов Герман Степанович – командир космического корабля «Восток-2»,

лётчик-космонавт СССР № 2,генерал-лейтенант

Член экипажа "Чумикана" Владимир Гаврилов впоследствии вспомнил курьезный случай, характеризующий дотошность работы австралийских самолетов-разведчиков:"...Я стоял в наряде, чистил картошку, помогал коку. Рано утром, перед сдачей наряда набрался большой чан отходов. Нам не захотелось тащить его в мусороприемник, и мы вылили все помои в иллюминатор. Никто вроде бы не заметил, но вечером того же дня от командира флотилии получили нагоняй. Оказывается, "Орион", круживший в нескольких километрах от корабля, зафиксировал, как русские сбрасывают какие-то отходы в море. Они сняли на пленку весь процесс выброса отходов и отрапортовали командованию военной базы в Австралии - мол, русские вывалили за борт нечто, не поддающееся идентификации. Из Австралии прошла телефонограмма в США, оттуда в Брюссель. В Бельгии состряпали ноту протеста - мол, зачем русские Мировой океан загрязняют, и отправили в Москву. Из Москвы связались с Петропавловском-Камчатским и надавали командиру по первое число. А командир в свою очередь связался с "Чумиканом" и приказал немедленно разобраться в происшествии. И все это за один день. Никто бы никогда не подумал, что обыкновенный бак помоев выброшенных за борт матросами-срочниками, может возыметь такой политический резонанс".

Эвакуация космического аппарата "БОР-4" ("Космос-1445") - съемка австралийских ВМС:

http://www.buran.ru/images/jpg/bor4-16.jpg

Поисково-спасательный вертолет Ка-26 находит "БОР-4" в открытом океане и сбрасывает дополнительный радиобуй 

 

 

http://www.buran.ru/images/jpg/bor4-17.jpg

"БОР-4" плавает в ожидании подхода эвакуационного судна.

На заднем плане - дополнительный радиобуй

http://www.buran.ru/images/jpg/bor4-15.jpg

"БОР-4" подцеплен краном за бортом корабля.

Обратите внимание на человека в противогазе на борту

http://www.buran.ru/images/jpg/bor4-13.jpg

Подъем "БОРа-4". Сзади виден запасной квадратный сетчатый трал на случай

подъема КА в условиях шторма

http://www.buran.ru/images/jpg/bor4-12.jpg

"БОР-4" над срезом поисково-спасательного судна

http://www.buran.ru/images/jpg/bor4-14.jpg

Подъем "БОРа-4". С палубы корабля струями воды смывают токсичные

 остатки бортового топлива АТ+НДМГ.

http://www.buran.ru/images/jpg/bor4-11.jpg

Укладывание "БОРа-4" на палубу судна.

На заднем плане - человек в костюме химической защиты и в противогазе

http://www.buran.ru/images/jpg/bor4-10.jpg

Расчаливание "БОРа-4" на палубе.

Пять человек смотрят в объектив вражеского фотоаппарата!

http://www.buran.ru/images/jpg/bor4-9.jpg

Заключительные операции по фиксации "БОРа-4" на палубе. Баллон-пеленг демонтирован.

http://www.buran.ru/images/gif/bor4_10.gif

"Третий запуск макета МКК «Буран», «Бор-4» № 405 был произведен 27 декабря 1983 года с планируемой посадкой в районе северо-западной части Черного моря. В поисковых действиях участвовали - ПСК «Ямал», «Севан». «Донбасс», и ПКР «Ленинград», подъем космического аппарата на борт осуществил по традиции ПСК «Ямал» и так же успешно."

 

 

Домашняя ] 1. 1-я страница ] 2. 1-2. Место встречи ] 3. 2. Корабли ПСК ] 4. 3. Флот и космос ] [ 5. 3-1. Прототип Бурана ] 6. 3-2. Космический старт ] 7. 3-3. -опыт пригодится ] 8. 3-4. Бригада ПСК ] 9. 4. Концепция присутствия ] 10. 5. Оперативные эскадры ] 11. 5-2. 8-я оперативная ] 12. 6. 8-я - начало ] 13. 7. Флот - инструмент ] 14. 8. Бунт в метрополии ] 15. 9. Миссия ВМФ-71 ] 16.10. СССР в Сомали ] 17. 11. ВМФ на Маврикии ] 18. 12. ВМФ на Сейшелах ] 19. 13. Горячее море ] 20. 13-1. СССР и Эфиопия ] 21. 13-2. ВМФ Эфиопии ] 22. 13-3. ВМФ и Эфиопия ] 23. 13-4. Эфиопия до вторжения ] 24. 13-5. БД на море - 77-78 ] 25. 13-6. Создание ПМТО ] 26. 13-7. Новый ВМФ Эфиопии ] 27. 13-8. ВМФ СССР в 80-х ] 28. 13-9. Минный кризис ] 29. 13-10. Суэцкий канал ] 30. 13-11. Корабли - разминирование ] 31. 13-12. Авария К-175 ] 32. 13-13. История АПЛ ] 33. 13-14. Переворот в Адене ] 34. 13-15. Последний бой ] 35. 13-16. БД на Красном море ] 36. 13-17. БД -  90-91 ] 37. 13-18. Эвакуация ПМТО ] 38. 13-19. Страховой полис ] 39. 13-20. Конец ПМТО ] 40. 14. Корабли БС ] 41. 14-1. Случайно ] 42. 15. Разведчик - корабль ] 43. 16. Наследники Казарского ] 44. 17. Персидская эпопея ] 45. 17-1. Персидский залив ] 46. 17-2. Боевые мили ] 47. 17-3. Танкерная война ] 48. 17-4. Вахта в Персидском ] 49. 17-5. Рядом с опасностью ] 50. 17-6. Рецидив ] 51. 17-7. Трагедия над заливом ] 52. 17-8. Уроки войны ] 53. 17-9. В сложной обстановке ] 54. 17-10. Вахты Заряда ] 55. 17-11. В южных широтах ] 56. 17-12. Горячим фарватером ] 57. 17-13. Стойкость. Выдержка. Мастерство ] 58. 17-14. Трудные мили ] 59. 17-15. MOSCOW NEWS ] 60. 18. Золотые корабли ] 61. 19. Визит Хронопуло ] 62. 20. БДК Томский КСМ ] 63. 21. Визиты кораблей ] 64. 22. Ходили мы походами ] 65. 23. Поход в Индию ] 66. 24. Доставка штаба ] 67. 24-2. Десант на Сокотру ] 68. 24-3. Десант-80.avi ] 69. 25. К любимой ] 70. 26. Командование эскадры ] 81. 27-1. НШ эскадры ] 82. 27-2. Заместители КЭ. ] 83. 27-3. Начальники ПО ] 84. 28. Заместители НШ. ] 85. 28-1. Ф ЭМЧ ] 86. 28-2. Ф Бч-1. ] 87. 28-3. Ф Бч-2. ] 88. 28-4. Ф Бч-3. ] 89. 28-5. Ф Бч-4, СБС. ] 90. 28-6. ЗНШ-АВ - ГМО ] 91. 28-7. Ф РТС, Бч-7. ] 92. 28-8. Ф СПС - НСЧ ] 93. 28-9. Ф ПВО. ] 94. 28-10. Ф ПМТО. ] 95. 28-11. Ф Разведки. ] 96. 28-12. Ф РЭБ ] 97. 28-13. Ф ХС. ] 98. 28-14. Ф МС. ] 99. 28-15. Ф ОО. ] 100. 29-1. ПО ] 101. 30. ИстЖурнал эскадры ] 102. 31. Ревием ] 103. 31-1. ВМФ афера ] 104. 31-2. Куда ушел П-Павловск ] 105. 31-3. Под Андреевским ] 106. 32. Литература ] 122. 38-1. фото Балко М.В. ] 126. 38-2. Фото Петеримов Н.Г. ] 128. 38-3. Фото Умнов В.П. ] 130. 38-5. Фото Коваленко В.П. ] 131. 38-6. Фото Лихацкий Ю.В. ] 135. Ошибка с БДК-98 ]

Литературное дополнение к сайту