8-я

оперативная эскадра кораблей

 

(хроника создания  в зоне Индийского океана

8-й  оперативной эскадры кораблей ВМФ)  1967 – 1992 гг.

 

 

 

 

 

ПЕРСИДСКИЙ ЗАЛИВ

 

779px-Persian_Gulf_RU

 

Карта Персидского залива 1987-1991 гг.

Ирано-Иракский конфликт, "танкерная война".

 

DN-ST-88-01410_small

на входе в Ормузский пролив...

DN-SC-92-05737_small

...корабли встречают танкера

DN-SC-88-01672_small

и пошли караваны...

DN-SC-88-01664_small

... в Кувейт за нефтью

Pers_33_small

FFG-46 USS RENTZ, наше фото в 1987 г., Персидский залив

074603_FFG-46_USS_RENTZ_small

FFG-46 USS RENTZ

DDG-21_USS_COCHRANE_small

DDG-21 USS COCHRANE

Pers_34_small

DDG-21 USS COCHRANE - наше фото в 1987 г., Персидский залив

Supertanker_AbQaiq_small

 

супертанкер, еще пустой

Pers_gulf_Halul_1986_small

это уже полный

normal_bergestahl_small

Ed_25_small

97_small

Pers_124_small

иранский катер

Pers_122_small

жертва войны

Pers_123_small

иранский катер

Pers_125_small

как-то рано утром нас навестил USS Reid (FFG 30)

Pers_126_small

затем Reid на самом малом медленно удалился

ffg30_01_small

USS Reid (FFG 30)

Pers_35_small

еще американец

Pers_127_small

англичанин

Pers_128_small

француз

 

тикондерога

на рейде у Эмиратов

 

спрюенс 2

в Оманском заливе

 

 

ормутский залив

 Ормузский залив

 Помимо подводных лодок, в Персидском заливе, периодически несли БС  одиночные  надводные корабли, в том числе и из состава Черноморского флота: в 1980 - МТЩ «Харьковский комсомолец» (капитан-лейтенант. Б.И.Рекуц).

 266m

МТЩ «Харьковский комсомолец»

 В 1981году  семь месяцев в Индийском океане и Персидском заливе находился СКР «Деятельный»,

 06338004

СКР «Деятельный»

в 1983 году - МТЩ «Вице-адмирал Жуков» (капитан 3 ранга  С.И.Гербутов).

 мтщ жуков

МТЩ «Вице-адмирал Жуков»

 Стараясь « разрулить » ситуацию, в декабре 1980 года Москва предложила план об общем нейтралитете в отношении Персидского залива, но США его отвергли. А ситуация становилась все сложнее. В мае 1981 года иракская сторона объявила запретной зоной северную часть Персидского залива, приступив к нанесению ударов по танкерам и сухогрузам, следовавшим в иранские порты Бендер-Хомейни и Бендер-Машур.

Но до 1984г. силы флотов Ирана и Ирака особой активности не проявляли, их действия ограничивались редкими ударами по военно-морским базам и портам, нерешительными попытками осуществить блокаду побережья своего противника. С весны 1984 г. иракская авиация приступила к нанесению ударов по танкерам с иранской нефтью, следовавшим через Персидский залив. К октябрю 1984 г. было атаковано 40 танкеров. Авиация Ирана также начала наносить удары по танкерам, перевозившим нефть из Кувейта и Саудовской Аравии. Так возникла “танкерная война”, в которую были втянуты ВВС и ВМС не только Ирана и Ирака, но и других стран. В марте 1984 г. США произвольно установили в этом районе ограничения на свободу плавания в открытом море и полетов самолетов в воздушном пространстве над ним. При этом Вашингтон угрожал применить силу в отношении тех, кто не будет соблюдать самоуправно введенные им "правила" плавания и полетов. Как отмечалось в Заявлении ТАСС от 8 марта 1984 г., действия США, предпринятые под предлогом обеспечения "свободы судоходства", на деле представляли собой попытку подтвердить империалистические притязания на Персидский залив, как еще один район американских "жизненных интересов".

В сентябре-декабре 1985г. корабли и катера иранских ВМС начали проведение досмотров и задержание судов, следовавших в страны Персидского залива с грузом для Ирака.

В это время Советский Союз выступил с предложением возложить задачу обеспечения безопасности морских коммуникаций на военно-морские силы ООН. В начале 1987 г. примерно с аналогичным обращением к генеральному секретарю, ООН выступила и Международная палата судоходства. Но противостояние двух систем и военных блоков не позволило воплотить в жизнь данные предложения. Кувейт, озабоченный иранскими успехами на фронте стал транзитом для поставок оружия Багдаду. В ответ ВМС и ВВС Ирана стали нападать на кувейтские танкеры. Кувейт обратился за помощью к США, но американцы никак не прореагировали. Тогда в сентябре 1986 года Кувейт обратился к СССР и США с просьбой поднять флаги этих стран на танкерах. СССР дал согласие, в марте 1987 года стало известно, что 11 кувейтских кораблей получили право поднимать советский флаг. США тут же предложили ответную услугу, за что и ухватились в Кувейте, хотя и зафрахтовали три советских судна. В конце 1986г. Кувейт зафрахтовал у  СССР три танкера Новороссийского морского пароходства «Махачкала», «Маршал Баграмян» и «Маршал Чуйков» для перевозки нефти через Персидский залив. Позже два последних заменили на танкеры «Победа» и «Генерал Тюленев».

                                    http://forum.nvrsk.ru/index.php?act=module&module=gallery&cmd=viewimage&img=10636

Танкер «Маршал Баграмян»

 6 мая 1987 г. в южной части Персидского залива неизвестным катером, скорей всего иранским был обстрелян сухогруз «Иван Коротеев» шедший в одиночку в порт Дамман (Саудовская Аравия), 12 мая в кувейтских водах подорвался на мине танкер «Маршал Чуйков», жертв не было, к нему сразу подошел наш спасательный корабль.

 http://www.agniphoto.com/pic/large/12838.jpg

танкер «Генерал Тюленев».

 Подорвавшийся танкер удалось отбуксировать к Бахрейну,  где  он был поставлен в док на ремонт. Неизвестными катерами были обстреляны теплоходы «Советские профсоюзы» и «Иван Шепетков». Инциденты с советскими кораблями случались здесь и раньше, в сентябре 1986г. был обстрелян и задержан теплоход «Петр Емцов». Но в этот раз дело приняло серьезный оборот.

http://bse.sci-lib.com/pictures/20/01/214270842.jpg

Танкер “Победа” 1981 г. постройки (СССР) DW 67980т

 4 июля 1987  в «Правде» опубликовано Заявление Советского правительства в связи с обострением обстановки в Персидском заливе: «Накалу обстановки объективно способствует продолжение многолетней бессмысленной войны между Ираном и Ираком. В результате события там приближаются к опасной черте, за которой региональный конфликт рискует перерасти в международную кризисную ситуацию». После всего этого СССР ввел в Персидский залив боевые корабли для обеспечения советского судоходства в Персидском заливе, и прежде всего советских танкеров, зафрахтованных Кувейтом в интересах Ирака, а также советских сухогрузов, доставляющих грузы по линии ГИУ ГКС.

 Для решения  этой задачи, был сформирован отряд боевых кораблей, который включал обычно 4 корабля - в июле 1987г. там были 3 тральщика «Снайпер» (к-3р. Н.М.Стрепко), «Курский комсомолец» (к-3р. А.А.Голодов), «Заряд» (к-л В.Королев) и 1 СКР «Ладный» (к-2р. П.Журавлев), у входа в залив, в Оманском заливе курсировал корабль управления  «Даурия» являющийся командным пунктом 8-й ОПЭСК.

Для сравнения, под флагом США плавают семь кувейтских судов, а находится в Персидском заливе и вблизи 41 боевой корабль ВМС США в том числе 1 авианосец, 1 линкор, 5 крейсеров, 5 эсминцев, 9 фрегатов, 2 АПЛ.

 америка

Авианосец « Америка» США

 миссури 2

Линейный корабль  « Миссури » США

 эм спрюенс

Эсминец « Спрюенс » США  с кораблями эскорта авианосца «Америка»

 тикондерога

КР УРО «Тикондерога» ВМС США

 С весны 1987 г. иранская сторона стала чаще использовать минное оружие. Советские морские мины (по западной терминологии – «Краб», АМА-1, М-70 и др.) были закуплены Ираном в Ливии, Сирии и Югославии. До этого также отмечались постановки морских мин. Но эти постановки носили эпизодический характер. На новом этапе мины ставились систематически с десантных кораблей и транспортных самолетов, как правило, в темное время суток. Ставились мины на узлах морских коммуникаций — на подходах к Эль-Кувейту, у острова Фарси и в Оманском заливе. Но после того как в сентябре 1987 г. американскими вертолетами успешно были атакованы иранский  корабль «Иран Аджр» и транспортный самолет, занимающиеся постановкой мин, минирование Персидского залива прекратилось. До прибытия в зону “танкерной войны” минно-тральных сил судоходство в Персидском заливе по существу было парализовано.

 Всего отмечено 10 случаев подрыва судов на минах. Вот как об этом вспоминает бывший заместитель командира МТЩ «Курский комсомолец» ныне капитан 1 ранга С.П.Горбачев: «По плану первая группа кораблей должна была пойти в начале января 1987 года, сразу после Нового года. Однако выход отменили, точнее, перенесли его сроки на неделю, потом на другую. Вскоре к состоянию перманентного переноса как-то тоже привыкли, хотя все соответствующие мероприятия отрабатывали по «полной схеме». Впрочем, в те времена состояние кораблей и уровень готовности моряков к выполнению любых задач соответствовали предъявляемым требованиям, поэтому пополнить запасы, доукомплектовать экипажи «открутить» контрольный выход в море проблемой не являлось .Проводить в дальний путь наш маленький отряд в составе : МТЩ -, «Курский Комсомолец»,  «Снайпер» и МПК-127 «Комсомолец Грузии»,  к памятнику  овровцам в Стрелецкой пришло множество гостей. Напутственное слово прозвучало из уст члена Военного совета - начальника Политуправления ЧФ вице-адмирала В. НЕКРАСОВА. Ветераны, как водится, вручили экипажам гильзы с Севастопольской землей. Родные всплакнули и помахали вслед отдавшим чалки кораблям. Впереди кораблей по курсу лежали воды Черного, Мраморного, Эгейского, Средиземного, Красного и Аравийского морей Индийского океана. Предстояло пройти Босфор, Дарданеллы, Суэцкий канал, Баб-эль-Мандебский пролив, дойти до крайней Северной точки Оманского залива - Ормузского пролива.

 Копия снайпер

МТЩ «Снайпер»    

919_u_pirsa    

МТЩ «Курский комсомолец»

 Мы шли на войну. Конечно, этого пока никто не осознавал. Сейчас, когда одним из главных направлений работы с моряками является морально-психологическое обеспечение боевой и учебной деятельности, в практику воспитательной работы вводятся его различные приемы, формы и методы .И хотя тогда в 1987 году воспитательный процесс, называемый партийно-политической работой, был иным, все-таки главное внимание также уделялось формированию у членов экипажа высоких политических, устойчивых морально-психологических, боевых качеств, перестройке создания моряков с мирного на военный лад. Важность этого была обусловлена тем, что район предстоящего плавания был зоной активных боевых действий и минной опасности. Сам маршрут похода проходил по уже ставшим хрестоматийным «горячим» местам Ближнего и Среднего Востока - Суэцкий канал, Синайский полуостров, Красное море, берега Аравии. Эхо войны - минувшей, настоящей и, наверное, будущей - напоминало о себе постоянно, порой, оно даже отчетливо звучало. Так, по берегам канала то там, то здесь - груды ржавого железа: обгоревшие танки, разбитые орудия, раскуроченные амфибии, в одном из мест на восточном, Синайском  берегу, еще сохранились укрепления знаменитой израильской «линии Барлева». По обоим берегам огневые точки, опорные пункты, военная техника, обложенная мешками с песком, зенитные батареи, понтоны в готовности к действию, множество военных. И несмотря на прозрачность застывшего воздуха, умиротворенную глубину бездонного неба и даже какую-то неестественную тишину этих библейских мест, все-таки приходило чувство: мгновение, и в воздухе послышится гул израильских «фантомов», а на  безжизненном  песчано-каменистом берегу, яростно рыча моторами и лязгая сталью гусениц, поднимая тучи рыжей пыли, появятся танки американского производства, выкрашенные под цвет пустыни. Кстати, в йеменском Адене, куда мы зашли через полгода, раны январских событий 1986 года зияли во всей «красе» - в порту лежащей на борту затопленный сухогруз, замершие стрелки часов на мини - «Биг-Бене», украшающем резиденцию главы государства; видны следы пожаров в разных местах города. И так - по всему маршруту, везде пахло порохом, пожаром войн, непрерывно идущих практически во всех регионах «третьего мира». Каждый из нас в отдельности и все вместе на себе ощутили все «прелести» тропиков. Все-таки мы - северяне, и это мы поняли сразу, как только столбик термометра поднялся за 40, а вскоре зашкалил за 50 и на этом остановился, в конечном счете, придя в негодность. Это - температура на верхней палубе, а внутри, в машинном отделении - под 70.Главным сражением явилась борьба за холод. Радиоаппаратура и электроника быстро перегревались, станции переставали «видеть», несение вахт становилось настоящим испытанием. Где-то месяца на два из строя вышло  более 10% экипажа сменяя друг друга, как мы тогда шутили, в «героях войны» перебывали все по очереди: сразу же началась буквально эпидемия фурункулеза. Достаточно было расцарапать маленький прыщик, получить ссадину, как они перерастали в большую проблему, ранки загнаивались, превращались в большие гнойники и фурункулы. Около десятка моряков ходили с перевязанными руками и ногами, а кое-кто даже передвигался с трудом. Слава Богу, у нас на борту находился, помимо фельдшера мичмана В. ШУЛЯЧЕНКО, прикомандированный хирург из флотского госпиталя. Адаптация к тропическому климату растянулась недели на три. Когда по приходу на Дахлак нас «принимал» в состав эскадры ее штаб, окончательно со всей отчетливостью поняли: холод и боеготовность - понятия неразрывные. Противник, с которым мы должны были иметь дело, действовал в составе легких сил, используя набегово-партизанскую  тактику. Наличие в заливе множества островов, нефтяных вышек, близость берегов, плохая видимость из-за постоянного марева от испарений, плюс к этому наличие у иранцев быстроходных катеров, вооруженных легким стрелковым оружием, гранатометами, крупнокалиберными пулеметами и безоткатными пушками, были фоном, на котором предстояло решать задачи. Кроме того, было известно: по водам залива разъезжают смертники моджахеды, которые готовы направить свои катера, начиненные десятками килограммов взрывчатки, в борт проходящего без охраны катера или сухогруза. Исходя из этого, офицеры,  возглавляемые заместителем командира эскадры, капитаном 1 ранга В.БОЯРКИНЫМ и организовывали корабельные учения и тренировки с боевыми расчетами. Манера их проведения была оригинальной и простой одновременно. Скажем, выходил БОЯРКИН на крыло сигнального мостика вроде бы покурить, а сам вынимал сигнальную ракету и пускал ее в воздух по траверзу. Реакция комендоров на наши действия должна была быть практически мгновенной - разворот стволов 25 мм установки 2М-3М и открытие огня, причем, без всяких команд. Так отрабатывалось отражение ударов средств воздушного нападения противника.

 

Заместитель  командира эскадры капитан 1 ранга В.Д.БОЯРКИН

 

15 мая. Вот и «точка №1» - место якорной стоянки на пятачке 120-метровой банки в глубоководном Оманском заливе неподалеку от Ормузского пролива - поворот Персидского залива.

Продолжение:45. 17-1а.

 

Домашняя ] 1. 1-я страница ] 2. 1-2. Место встречи ] 3. 2. Корабли ПСК ] 4. 3. Флот и космос ] 5. 3-1. Прототип Бурана ] 6. 3-2. Космический старт ] 7. 3-3. -опыт пригодится ] 8. 3-4. Бригада ПСК ] 9. 4. Концепция присутствия ] 10. 5. Оперативные эскадры ] 11. 5-2. 8-я оперативная ] 12. 6. 8-я - начало ] 13. 7. Флот - инструмент ] 14. 8. Бунт в метрополии ] 15. 9. Миссия ВМФ-71 ] 16.10. СССР в Сомали ] 17. 11. ВМФ на Маврикии ] 18. 12. ВМФ на Сейшелах ] 19. 13. Горячее море ] 20. 13-1. СССР и Эфиопия ] 21. 13-2. ВМФ Эфиопии ] 22. 13-3. ВМФ и Эфиопия ] 23. 13-4. Эфиопия до вторжения ] 24. 13-5. БД на море - 77-78 ] 25. 13-6. Создание ПМТО ] 26. 13-7. Новый ВМФ Эфиопии ] 27. 13-8. ВМФ СССР в 80-х ] 28. 13-9. Минный кризис ] 29. 13-10. Суэцкий канал ] 30. 13-11. Корабли - разминирование ] 31. 13-12. Авария К-175 ] 32. 13-13. История АПЛ ] 33. 13-14. Переворот в Адене ] 34. 13-15. Последний бой ] 35. 13-16. БД на Красном море ] 36. 13-17. БД -  90-91 ] 37. 13-18. Эвакуация ПМТО ] 38. 13-19. Страховой полис ] 39. 13-20. Конец ПМТО ] 40. 14. Корабли БС ] 41. 14-1. Случайно ] 42. 15. Разведчик - корабль ] 43. 16. Наследники Казарского ] 44. 17. Персидская эпопея ] [ 45. 17-1. Персидский залив ] 46. 17-2. Боевые мили ] 47. 17-3. Танкерная война ] 48. 17-4. Вахта в Персидском ] 49. 17-5. Рядом с опасностью ] 50. 17-6. Рецидив ] 51. 17-7. Трагедия над заливом ] 52. 17-8. Уроки войны ] 53. 17-9. В сложной обстановке ] 54. 17-10. Вахты Заряда ] 55. 17-11. В южных широтах ] 56. 17-12. Горячим фарватером ] 57. 17-13. Стойкость. Выдержка. Мастерство ] 58. 17-14. Трудные мили ] 59. 17-15. MOSCOW NEWS ] 60. 18. Золотые корабли ] 61. 19. Визит Хронопуло ] 62. 20. БДК Томский КСМ ] 63. 21. Визиты кораблей ] 64. 22. Ходили мы походами ] 65. 23. Поход в Индию ] 66. 24. Доставка штаба ] 67. 24-2. Десант на Сокотру ] 68. 24-3. Десант-80.avi ] 69. 25. К любимой ] 70. 26. Командование эскадры ] 81. 27-1. НШ эскадры ] 82. 27-2. Заместители КЭ. ] 83. 27-3. Начальники ПО ] 84. 28. Заместители НШ. ] 85. 28-1. Ф ЭМЧ ] 86. 28-2. Ф Бч-1. ] 87. 28-3. Ф Бч-2. ] 88. 28-4. Ф Бч-3. ] 89. 28-5. Ф Бч-4, СБС. ] 90. 28-6. ЗНШ-АВ - ГМО ] 91. 28-7. Ф РТС, Бч-7. ] 92. 28-8. Ф СПС - НСЧ ] 93. 28-9. Ф ПВО. ] 94. 28-10. Ф ПМТО. ] 95. 28-11. Ф Разведки. ] 96. 28-12. Ф РЭБ ] 97. 28-13. Ф ХС. ] 98. 28-14. Ф МС. ] 99. 28-15. Ф ОО. ] 100. 29-1. ПО ] 101. 30. ИстЖурнал эскадры ] 102. 31. Ревием ] 103. 31-1. ВМФ афера ] 104. 31-2. Куда ушел П-Павловск ] 105. 31-3. Под Андреевским ] 106. 32. Литература ] 122. 38-1. фото Балко М.В. ] 126. 38-2. Фото Петеримов Н.Г. ] 128. 38-3. Фото Умнов В.П. ] 130. 38-5. Фото Коваленко В.П. ] 131. 38-6. Фото Лихацкий Ю.В. ] 135. Ошибка с БДК-98 ]

Литературное дополнение к сайту