8-я

оперативная эскадра кораблей

 

(хроника создания  в зоне Индийского океана

8-й  оперативной эскадры кораблей ВМФ)  1967 – 1992 гг.

 

 

 

 

 

Персидская эпопея советского флота.

Огромное спасибо и персональная благодарность тем, кто рассказал о своей службе и чьи воспоминания дополнили и поправили данную статью: Тихвинский Сергей МТЩ «Заряд», «Якорь», Догаев Сергей Геннадьевич БПК «Способный», Гребенцов Сергей БЧ-5 МТЩ «Запал» и «Заряд», Циганий Алексей Иванович ПБПЛ «Иван Колышкин».

Pers_Gulf

Западные державы всегда с настороженностью относились к появлению российских интересов в районе Персидского залива. В 1877г. Россия начала успешную войну против Турции с целью освобождения от Османского владычества православных балканских народов. Только из-за угрозы вмешательства западных стран не состоялась взятие Константинополя. Но на Кавказе русской армией были освобождены большие районы, ранее принадлежащие Турции и включенные в состав Российской империи. Вскоре после этого русские войска установили власть России над крупнейшими ханствами и эмиратами Средней Азии. В результате русское влияние стало ощутимым и в Персии. Перспектива дальнейшего продвижения России на юг представлялась влиятельным кругам Британской империи в самом зловещем для них свете, порождая особое беспокойство за их власть над Индией. Англичане не видели какой-либо действенной силы на самом субконтиненте, способной нанести им поражение, и потому с необоснованной подозрительностью относились к России – единственной европейской державе, имеющей значительные интересы на Среднем Востоке.

 http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/5/50/Varyag.jpg/783px-Varyag.jpg 

крейсер «Варяг»

 Тем более, что она устанавливала связи в этом районе. В 1901г. в Кувейте было открыто консульство России, а на его открытие в порт Эль-Кувейт приходил крейсер «Варяг». Поэтому когда в начале XX века в России появилась идея создания (с разрешения Персии) порта в Персидском заливе, государственные деятели Великобритании посчитали, что это нанесет серьезный ущерб их интересам, и приложили немало усилий для срыва проекта. Известный в свое время обозреватель сэр Валентайн Чирол развил этот тезис в «Таймс» в 1902г., когда привел прецедент колонизации Манчжурии вслед за приобретением Россией Порт-Артура и строительством Китайско-Восточной железной дороги, соединявшей Транссибирскую магистраль с Владивостоком. Создание в Аравийском море русского порта, «оснащенного железной дорогой, соединяющей его с Россией», он считал кульминацией процесса, который может поколебать британское господство в Индии. Контр-адмирал А.Т.Мэхэн, знаменитый американский геополитик начала XX века, подобно своим британским современникам полагал, что вслед за созданием порта последует колонизация Персии, поскольку сам порт «нельзя считать удовлетворяющим амбиции России до тех пор, пока к нему не будут присоединены обширные территории - от российских южных границ в Восточном Туркестане до Персидского залива». Планам не дано было состояться из-за потрясений произошедших в России далее.

После начала Второй Мировой войны Гитлер, преследуя свои цели, постарался направить Советский Союз действовать на юге, а не в европейской части. Во время визита В.Молотова в Берлин германские представители предложили сделать Персидский залив сферой советского влияния, «в надежде отвратить устремления Советов к Дарданеллам». Однако приманка не сработала. Сталин и его Наркоминдел, не колеблясь, отвергли предложение фашистов, так как считали данное направление второстепенным.

После окончания Второй Мировой войны СССР стал налаживать контакты с рядом стран Персидского залива, в том числе и по морской линии, особенно тесными они были с Ираком и Кувейтом. В ночь с 13 на 14 июля 1958г. в Ираке произошла революция, и был свергнут проамериканский монархический режим. Новая власть провозгласила страну республикой, и объявила о выходе из военного Багдадского пакта. СССР, откликнувшись на просьбы новой власти, оказал стране военную помощь в виде поставок вооружения. Уже через год после свержения монарха Ирак получил первые советские корабли для своих ВМС, два торпедных катера проекта 183. В дальнейшем поставки морской техники росли и исчислялись десятками кораблей.

В начале шестидесятых всесоюзное объединение «Судоимпорт» заключило контракт с кувейтской фирмой «Интернэшнл фишериз» о постройке и продаже ей рыболовецких судов. К началу 1967г. было поставлено 20 сейнеров, в самом Кувейте находилась группа советских специалистов, которые помогали местным морякам осваивать суда. Помимо этого в Советском Союзе для Кувейта был построен флот крупнотоннажных сухогрузных кораблей, на Херсонском судостроительном заводе были построены 13 сухогрузов - «Аль Кадисия» (1967), «Аль Сабахиа» (1968), «Аль Джабария» (1968), «Аль Мансуриа» (1969), «Аль Одеилиа» (1969), «Аль Гарейина» (1971), «Аль Халидия» (1971), «Аль Омария» (1971), «Аль Аридиа» (1971), «Аль Солаибия» (1972), «Аль Фарвания» (1972), «Аль Шидадия» (1972), «Аль Солейхия» (1973). А на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве - 2 сухогруза – «Аль Шамия» (1967), «Аль Ахмадия» (1969).

В начале семидесятых Ирак взял курс на создание собственного транспортного флота, на помощь и им пришел Советский Союз, на Херсонском судостроительном заводе были построены 4 сухогруза – «Багдад» (1971), «Басра» (1971), «Вавилон» (1972), «Синдбад» (1972). Создали иракцы и собственный танкерный флот и опять они получили поддержку от советских людей. После проведенной иракцами национализации иностранных нефтяных компаний они столкнулись с бойкотом западных стран отказавшихся вывозить иракскую нефть, в 1974г. сложилась ситуация что и иракские танкеры, оставшись без команд, стали на якорь у причалов. СССР направил туда своих моряков, и советские экипажи заменили иностранные в период бойкота. После его провала свыше 230 советских моряков остались в Ираке передавать опыт, обучая иракцев. Следом за гражданскими моряками эти воды начали осваивать и военные.

 кр дм пожарский

Крейсер «Дмитрий Пожарский»

 стерегущий

БПК «Стерегущий»

 Весной 1968г. советский военно-морской флот вышел в Индийский океан; среди первых портов, которые посетили советские корабли КР «Дмитрий Пожарский» (капитан 2 ранга Н.Я.Ясаков) и БПК «Стерегущий» (капитан 3 ранга Е.Печуров), были иракские Умм-Каср и Басра, и иранский Бендер-Аббас в Персидском заливе. И если шахский Иран являлся союзником США, то пришедшее к власти в Ираке новое руководство было благосклонно к СССР. Наше отношение к ним было аналогичным. Распоряжением Совета Министров СССР №293-рс от 5 февраля 1969г. устанавливались сроки выполнения в 1969-1973 годах работ по оказанию технического содействия Иракской Республике в создании мастерской по ремонту военно-морской техники. Услугами этой мастерской могли пользоваться и наши корабли при своих посещениях иракских портов для отдыха. В 1973г. 13 советских боевых кораблей посетили порты Ирака, в 1974 – 18, а за пять месяцев 1975г. уже 7. Такая частота посещений дала повод президенту США Дж. Форду 28 августа 1974г. на пресс-конференции заявить о наличии советской военно-морской базы в порту Умм-Каср, что на деле не соответствовало действительности. Как проходили деловые заходы в иракские порты можно понять по воспоминаниям капитана 1 ранга Ю.М.Лапардина, командовавшего в 1978г. МТЩ «Контр-адмирал Хорошкин»:

 

04052002_Tral1

МТЩ «Контр-адмирал Хорошкин»:

 «… приходит приказ идти в Умм-Каср, порт в Ираке. Где такой порт находится, я даже не представлял. Выяснилось, что нужно идти по реке. Мне, без всякой подготовки и простого инструктажа, поручено встретить в заданной точке тихоокеанский СКР (которым командовал мой однокашник Борис Боровиков) и образовавшийся отряд привести с деловым заходом в порт.

Изучили лоцию и в декабре 1978 г. прибыли в Персидский залив. Залив произвел неприятное впечатление — плавающие поля красно-бурых водорослей, змеи, нефть плавает кусками. Все это напоминало болото. У меня на борту — "особист", на борту СКР — Стопка. Вот и все вышестоящее руководство (английского языка никто не знает). В порт мы прибыли на сутки раньше срока. Перед визитом МТЩ покрасили, привели в идеальное состояние. Борису Боровикову я тоже посоветовал подкраситься, чтобы не смотреться по-разному. Он отвечает:

— Да у меня краски нет.

— Должна быть.

— Ладно, мы соляркой палубу помоем, почистимся, и все будет o'key.

Выходим на речной фарватер. Нужен лоцман, а как его вызвать? Попросили наших гражданских моряков помочь, те вызвали лоцмана. Прибыл лоцман и сразу говорит, что по-русски не понимает. Нет так нет — снимаюсь с якоря и иду сам (командир имеет право отстранить лоцмана от проводки и следовать самостоятельно). Минут 10 идем — лоцман молчит. Но это значит, что если дело так пойдет и дальше, денег он не получит. Вдруг лоцман сказал: "Руль 10°". Оказалось, он немного понимает по-русски.

Пришли в Умм-Каср, пришвартовались в указанном месте. Время стоянки было определено в 10 дней. Из-за того, что Ирак готовился к войне, к нам не допустили представителей советского посольства. Если так, сказал я, мы сейчас же отходим. Иракцы согласились, и на следующий день прибыли наши гражданские из посольства.

МТЩ посетили иракские военные моряки, НШ базы (подполковник), свита и два офицера связи (лейтенант и ст. лейтенант). Все учились у нас: НШ окончил ВМА в Ленинграде, офицеры связи — Бакинское ВВМУ, все свободно говорят по-русски. Состоялся небольшой банкет (но без спиртного, т.к. в Ираке с этим было строго), я получил приглашение посетить командира базы.

Визит советского консула дал неожиданный результат. Побывав на МТЩ и СКР, он сделал сообщение в Москву, указав на разительный контраст между кораблями, подчеркнув невзрачный вид СКР (это нам потом "аукнулось"). Иракцы попросили показать советский корабль, Москва разрешила им осмотреть МТЩ. В ВМС Ирака имелись советские корабли (в т.ч. РКА пр.205)*, поэтому их вполне могли интересовать новые приобретения. При осмотре нашего корабля они высказывали комплименты в адрес русских моряков, их знаний. Их слова, в частности, основывались на таком примере: приготовление к стрельбе советской ПКР требовало выполнения определенной последовательности действий, тогда как французская "Exocet" запускалась, грубо говоря, простым нажатием кнопки.

Иракцы осматривали корабль весьма дотошно и просили, чтобы я показал им некоторые конкретные помещения. В этих помещениях стояла секретная аппаратура, которую иностранцам я показать не мог (в проходных помещениях мы ее заставили ящиками, завесили брезентом). На прямые вопросы я отвечал примерно так: "Мы пришли отдохнуть и подремонтироваться. Когда к Вам приходят гости, вы же им не показываете неубранные помещения?"

Иностранной валюты на заход нам практически не выделили, так что подарки родным, которые мы приобрели в Ираке, были достаточно скромными. В совместных прогулках по магазинам было заметно, что иракские офицеры получают за службу неплохие деньги и часто считают ниже своего достоинства приобретать то, что могли себе позволить мы. Конечно, будучи командиром корабля, я получал неплохую по советским меркам "зарплату". Командир БТЩ имел оклад 140 руб. (с надбавками выходило 305 руб.), а на Курилах в 1983 г. я получал 960 руб., Но все это — в рублях, которые в иностранных портах не меняли, да и родное государство часть денег в иностранную валюту переводило весьма неохотно. Во время стоянки в порт подошли наши  корабли, и по истечению срока захода мы все вместе (4 корабля) покинули Умм-Каср.»

Подобные визиты являлись и своеобразной рекламой советской техники; поставляемые советским ВМФ боевые корабли являлись ядром иракского флота. Среди поставляемых кораблей были:

12 ТКА пр.183 - 2 единицы в 1959, 4 единицы в 11.1960, 6 единиц в 01.1961;

10 ТКА пр.123;

4 РКА пр.205 - 2 единицы в 07.1972, 1 единица в 12.1972, 1 единица в 02.1983;

8 РКА пр.205ЭР - 2 единицы в 04.1974, 2 единицы в 11.1974, 2 единицы в 01.1975, 1 единица в 01.1976, 1 единица в 02.1977;

5 патрульных катеров пр.1400Э - 1 единица в 07.1974, 2 единицы в 01.1975, 1 единица в 09.1975, 1 единица в 11.1975;

3 РТЩ пр.1258 - в 1975;

3 МТЩ пр.254 - в 03.1969;

4 СДК пр.773К – 1 единица Аттика 72 в 1976 (потоплен в 01.1991 американскими самолетами), 1 единица Джанада 74 в 1977 (потоплен в 11.1980 иранским самолетом), 1 единица Ганда 76 в 1978 (в 1991г. ушел в Иран, где был интернирован и вошел в состав его ВМС), 1 единица Ноух 78 в 1979 (потоплен в 01.1991 американскими самолетами).

В начале 1979 г. в Иране произошла антимонархическая революция, в Индийский океан и Персидский залив сразу были переброшены из Тихого океана американские авианосцы и десантные суда. В ходе продолжавшегося противостояния между Ираном и США, весной 1980 г. администрация Картера заявляла о том, что оставляет за собой право использовать тактическое ядерное оружие в Персидском заливе. Кроме того США приняли непосредственное участие в провоцировании ирано-иракского вооруженного конфликта, который начался 4 сентября 1980г. с обстрела Ираном иракских городов и предприятий.

В этой связи необходимость советского военного присутствия в Персидском заливе обуславливалась геополитическими задачами, стоящими перед СССР. Кстати стремление держать ситуацию в заливе под контролем явилось одной из причин побудивших советское руководство согласиться с неоднократными просьбами афганцев о направлении в страну ограниченного военного контингента. Базируясь на аэродромы Афганистана, советская фронтовая авиация приближалась к этим нефтеносным районам и становилась весомым аргументом в политическом противоборстве. Это не осталось незамеченным и западными странами. По этому поводу в 1980г., анализируя причины вторжения в Афганистан, бывший президент США Ричард Никсон писал: «Гордый народ Афганистана был сокрушен железным кулаком Советского Союза, и Россия стала на одну страну ближе к своей цели, казавшейся теперь скоро достижимой – незамерзающему порту в Аравийском море и контролю над нефтью Персидского залива».

Между СССР и Ираном с 1921г. действовал Договор о дружбе и сотрудничестве, согласно которому у СССР было право ввести свои войска в случае угрозы захвата Ирана третьей страной или если иранская территория, будет использована как плацдарм для антисоветских действий. Иран неоднократно заявлял об отмене этого Договора, тем не менее, в августе 1941г. Советский Союз воспользовался положениями Договора для ввода своих войск в Иран совместно с англичанами для предотвращения его захвата немцами. Хотя обе страны обязались вывести свои войска после того как завершится Вторая Мировая война, Москва попыталась обойти соглашения создав марионеточное правительство в иранских северо-западных областях Азербайджана и Курдистана. Эта попытка отторжения территории вызвала одну из первых конфронтаций холодной войны. Только в мае 1946г. под сильным американским дипломатическим давлением (впервые была использована угроза применить ядерное оружие), СССР вывел свои войска из Ирана, после чего сепаратистов разгромили. Несмотря на все сложности, Москва имела хорошие отношения с иранским шахом Реза Пехлеви до конца 1978г., когда было очевидно, что он теряет контроль над страной. Советский лидер Леонид Брежнев предупредил США в ноябре 1978 о невмешательстве в дела Ирана. После падения шаха Москва изобразила из себя защитника революции и утверждала, что советские предупреждения удержали США от вмешательства. СССР поощряли иранский антизападный радикализм и стремился блокировать нормализацию иранских отношений с Западом, особенно США. После захвата 4 ноября 1979г. посольства США в Тегеране, советские лидеры использовали 444-дневный кризис с заложниками, чтобы снискать расположение Ирана. Москва, например, наложила вето на американскую резолюцию в Совете Безопасности в январе 1980г., которая призвала к экономическим санкциям против Ирана. Когда США и ее европейские союзники все же самостоятельно наложили санкции в апреле 1980г., СССР предложил Ирану условия привилегированного транзита для ее импорта и экспорта через советскую территорию и подписал протокол, обещающий помощь Ирану в случае военно-морской блокады.

Флот тоже не мог оставаться в стороне, ибо американцы в несколько раз увеличили количество своих кораблей. И если в 1977-1978 годах в Индийском океане побывало 4 американских авианосно-ударных группы (АУГ), то в 1979г. уже 5 АУГ, а за 10 месяцев 1980г. – 8 АУГ. Не остались в стороне и англичане, начиная с октября 1980г., Великобритания держала там два - три фрегата для безопасности британских торговых судов и поддержки своих союзников - Оман, Катар и Объединенные Арабские Эмираты.

Советский ВМФ принимал адекватные меры. Летом 1979г. в дополнение действующей в Индийском океане 8-й ОПЭСК для действий в Персидском заливе и около его была направлена усиленная группа АПЛ. В «мероприятии» участвовали две АПЛ СФ – «К-38» из 3 ДиПЛ, вторая из 33 ДиПЛ и одна АПЛ с ТОФ.

 ормутский залив

Ормузский пролив

 671rtm_38

АПЛ СФ – «К-38»

 березина

комплексный корабль снабжения «Березина»

 Лодки обслуживал корабль снабжения «Березина», на нем также жили два экипажа для АПЛ СФ. В 1980г. в воды Оманского залива был направлен советский ракетный крейсер и сопровождавший его сторожевой корабль которые начали патрулирование этого района для возможности контроля грузоперевозок, идущих через Ормузский пролив. В дальнейшем эта задача стала постоянной в деятельности 8-й оперативной эскадры действующей в Индийском океане. Помимо надводных кораблей и подводных лодок Тихоокеанского флота, постоянное обострение обстановки вокруг Персидского залива поставило руководство советского ВМФ перед необходимостью организовать боевую службу в Аравийском море атомными подводными лодками Северного флота. Начиная с февраля 1979 года и по 1981 год боевую службу в несколько этапов здесь несли АПЛ пр.671 «К-38», «К-369», «К-481», АПЛ пр.671РТ «К-488», «К-513», «К-517» - по 180 суток. Эту тяжелейшую задачу выполнили капитан 1 ранга Б.В.Кудрявцев, капитан 2 ранга О.А.Петров, капитан 1 ранга А.3.Горбунов, капитан 2 ранга А.Н.Шпортько, капитан 1 ранга В.Костенко, капитан 2 ранга Р.3.Чеботаревский, капитан 2 ранга В.Н.Киселев, капитан 1 ранга В.В.Протопопов, капитан 1 ранга В.М. Монастыршин, капитан 2 ранга А.К.Ураев, капитан 1 ранга А.И.Чулимов, капитан 1 ранга О.И.Фалеев, капитан 1 ранга В.М.Храмцов, капитан 1 ранга Ю.К.Русаков, капитан 2 ранга Е.К.Мазовка. При этом командиры подводных лодок А.Н.Шпортько и О.А.Петров совершили эти походы дважды. Подводные лодки осуществляли слежение за авианосцами в зоне Персидского залива, вели разведку других группировок сил противника в Индийском океане.

 http://www.rustrana.ru/articles/9925/2309_7.jpg

АПЛ«К-481»

 Командир «К-481» капитан 1 ранга А.Н.Шпортько: «Думаю, что К-481 действовала в Персидском заливе достаточно скрытно, и нас не обнаруживали, а если и обнаруживали, то не смогли правильно классифицировать. Случаев преследования я также не наблюдал. Впоследствии разведданные также не подтвердили нарушения скрытности… наши действия в Персидском заливе ограничились слежением на дальность применения оружия (торпедного или ракето-торпедного). Если бы в дальнейшем потребовалось решать более сложную задачу (на поражение), мы бы ее выполнили – у меня по этому поводу ни тогда, ни сейчас сомнений нет». Стараясь смягчить ситуацию, в декабре 1980 года Москва предложила план об общем нейтралитете в отношении Персидского залива, но США его отвергли.

Помимо выполнения боевой службы в Аравийском море, одиночные надводные корабли периодически выполняли плавание в Персидском заливе, сопровождая транспортные суда, перевозившие оружие. В основном это были тихоокеанские суда, но были и из состава ЧФ: 1980 - МТЩ «Харьковский комсомолец» (к-л. Б.И.Рекуц), 1981г. семь месяцев в Индийском океане и Персидском заливе находился СКР «Деятельный», 1983 - МТЩ «Вице-адмирал Жуков» (к-3р. С.И.Гербутов).

 06338004

СКР «Деятельный»

                   мтщ жуков

МТЩ «Вице-адмирал Жуков»

 Взаимное слежение за действиями друг друга стало причиной инцидента. 17 ноября 1983г. советский ракетный фрегат класса Krivak I (пр.1135) «Разящий», столкнулся с эсминцем ВМС США «FIFE» в северной части Аравийского моря.

 http://ship.bsu.by/s.asp?id=3095

эсминец ВМС США «FIFE»

 По сообщениям, «Разящий» попытался приблизиться к авианосцу «RANGER» (CV 61). Когда «FIFE» попытался воспрепятствовать советскому судну приблизиться, суда задели корпуса друг друга, отделавшись незначительными повреждениями.

 http://ship.bsu.by/s.asp?id=2978

авианосец «RANGER» (CV 61)

 

 IMG090

 На скр «Разящий» в это время  находился капитан 1 ранга Мамонтов Владимир Васильевич - флагманский штурман  8 оперативной  эскадры.

 j

 разящий 2

СКР «Разящий»

 Отношения СССР с Ираном развивались сложно, в декабре 1979г. аятолла Хомейни осудил советское вторжение в Афганистан и усилил иранскую пропаганду на 50 миллионов мусульман в советских Центрально-Азиатских республиках. Иран осуществил дипломатическую поддержку и ограниченную военную помощь афганскому сопротивлению. После разрешения в январе 1981г. кризиса с заложниками, Тегеран больше не нуждался в советской поддержке, чтобы сдерживать возможное американское вмешательство. Иран все более критически относился к советской войне в Афганистане, осуждал советскую поддержку Ирака в войне между Ираном и Ираком. К этому времени иракский режим фактически стал проигрывать войну и в июле 1982г. Иран вторгся на иракскую территорию. В Москве стали опасаться возможной иранской победы, которая могла уничтожить просоветский иракский режим и распространить исламский фундаментализм и на эту страну. Такая победа создала бы опасный прецедент для Афганистана и советской Средней Азии. Чтобы предотвратить это, Советский Союз в середине 1982г. возобновил прямые поставки оружия Ираку, включая ракеты земля-земля. Эти поставки не производились в течение первого года войны, пока иракцы вели бои на иранской территории.

В это время коммунистическая партия в Иране получила сокрушительный удар. 19 февраля 1983г. более 1000 членов партии были арестованы по обвинению в шпионаже в пользу СССР. Несмотря на охлаждение советско-иранских отношений, в стране продолжали работать приблизительно 2000 советских техников и советников на предприятиях, которые были построены с советской помощью при шахском режиме.

В мае 1981 года иракская сторона объявила запретной зоной северную часть Персидского залива, приступив к нанесению ударов по танкерам и сухогрузам, следовавшим в иранские порты Бендер-Хомейни и Бендер-Машур.

В феврале 1984 года Ирак объявил район радиусом в 50 миль вокруг нефтяного терминала на иранском острове Харк «закрытой зоной». Он предупредил судоходные международные компании, чтобы они не посылали туда свои суда, которые в противном случае могут подвергнуться воздушному нападению. Дело в том, что вся иранская нефть поступает во внешний мир через Персидский залив, главным образом на борту танкеров, загружаемых на острове Харк. В свою очередь Иран заявил, что будет отвечать на иракские налеты по принципу «судно — за судно» и сделает Персидский залив небезопасным для любой коммерческой навигации. В марте 1984 иракский истребитель-бомбардировщик выпустил ракету "Exocet" по греческому танкеру «Filikon L.» (85000т.) к югу от острова Харк. До этого мартовского нападения Иран сознательно не напал на гражданские суда в заливе. А иракцы не останавливались перед этим и расширяли список своих жертв. Стремясь обезопасить свои корабли, находящиеся в заливе, в марте 1984 г. США произвольно установили в этом районе ограничения на свободу плавания в открытом море и полетов самолетов в воздушном пространстве над ним. При этом Вашингтон угрожал применить силу в отношении тех, кто не будет соблюдать самоуправно введенные им "правила" плавания и полетов. Как отмечалось в Заявлении ТАСС от 8 марта 1984 г., действия США, предпринятые под предлогом обеспечения "свободы судоходства", на деле представляли собой попытку подтвердить империалистические притязания на Персидский залив как еще один район американских "жизненных интересов". Угрозы американцев не остановили расширение войны в водах Персидского залива. В ответ на иракские атаки иранские силы выполнили свои обещания и 3 апреля 1984г. впервые обстреляли коммерческое торговое судно нейтральной страны – индийский корабль «Varuna». Далее последовали другие атаки - 13 мая у Бахрейна иранский самолет атаковал кувейтский танкер «Umm Аль-casbah» (80000т.), а 16 мая в пределах саудовских территориальных вод недалеко от порта Jubail был атакован танкер Саудовской Аравии «Yanbu Pride» (215000т.). В течение 1984 г. обеими воюющими сторонами было атаковано 71 судно (Ирак- 18, Иран – 53), против 48 за первые три года войны. Так началась “танкерная война”, в которую были втянуты ВВС и ВМС не только Ирана и Ирака, но и других стран. В частности, в 1984г. Франция направила свои боевые корабли в Персидский и Оманский залив для защиты своих торговых судов, которые среди прочего доставляли оружие в Ирак.

В сентябре-декабре 1985г. корабли и катера иранских ВМС начали проведение досмотров и задержание судов, следовавших в страны Персидского залива с грузом для Ирака. В это время Советский Союз выступил с предложением возложить задачу обеспечения безопасности морских коммуникаций на военно-морские силы ООН. В начале 1987 г. примерно с аналогичным обращением к генеральному секретарю ООН выступила и Международная палата судоходства. Но противостояние двух систем и военных блоков не позволило воплотить в жизнь данные предложения.

В середине 80-х страны Персидского залива были обеспокоены успехами Ирана на фронтах, это побудило их восстановить связи с Советским Союзом как страховой полис против Ирана. Так в июле 1984г. Советский Союз продал Кувейту оружие на 300 миллионов долларов, в том числе зенитные ракеты "SAM-7" и "SAM-8" и тактические ракеты "Frog-7" класса земля-земля после того как США отказались продать Кувейту ПЗРК "Стингер". Оман установил дипломатические отношения с Москвой в сентябре 1985, а в ноябре Объединенные Арабские Эмираты, столкнувшись с возросшим количеством нападений, обратились к Москве и Вашингтону за помощью. Американцы тянули с ответом, опасаясь подвергнуть угрозе улучшающиеся отношения с Ираном. А СССР решил использовать опасения арабских стран в своих интересах.

В начале сентября 1986г. Иран остановил и обыскал два советских судна в Персидском заливе. Это было первое задержание советских кораблей здесь с тех пор, как иранский флот начал искать грузовые суда, несущие военный груз в Ирак с начала 1985 года, а Советский Союз является главным поставщиком оружия для Ирака. Во вторник иранские военные корабли, преследовали теплоход «Петр Емцов» в южной части Персидского залива и вынудили его зайти в иранский порт Бендер-Аббас. Судно было обыскано, его грузом оказались строительные материалы для Кувейта, а не поставки в Ирак. Поэтому оно было освобождено через 36 часов после задержания. Кроме того, 4 сентября иранцы задержали второе советское судно «Титов», после короткого досмотра его в водах залива оно продолжило путь. Западные эксперты были удивлены действиями Ирана в отношении советских судов, ведь отношения между Тегераном и Москвой улучшалась, и Иран возобновил продажи природного газа Советскому Союзу, что было отмечено как успех иранской дипломатии. Реакция СССР тоже оказалась сдержанной, тем более что задержанные суда были отпущены, а их команды целы.

В середине января 1987г. СССР послал ракетный фрегат класса Krivak (пр.1135), чтобы сопроводить четыре советских судна, доставляющие оружие в Ирак от пролива до Кувейта. Это было второй советский военный корабль, вошедший в залив с 1986г. - первый послали, когда Иран задержал советские торговые суда в сентябре 1986г. - это был сигнал Ирану, Ираку и южным странам Персидского залива о том, что СССР защитит свои суда. Мера эта была нелишней, с 1 января и до начала февраля воюющие стороны повредили 16 судов, а в начале марта было сильно поврежден танкер «Sedra» (998т.), погибли, по крайней мере, семь членов экипажа. Действовать советским кораблям предстояло в сложных условиях. 3она военных действий условно проходила в 30-35 милях от иранского берега. При вхождении в эту зону иностранного судна или корабля иранцы открывали огонь без предупреждения. Поэтому маршруты движения наших судов пролегали в полосе, примыкающей к берегам Объединенных Арабских Эмиратов, Саудовской Аравии и Кувейта. Район этот с многочисленными островами, платформами для добычи нефти. Обычное число судов существенно увеличилось за счет большого числа боевых иностранных кораблей, развернутых в этом регионе. Так что можно представить, как сложно было боевым кораблям сопровождать советские суда в этом «коридоре». К навигационной надо добавить минную опасность, изнуряющую жару тропиков (температура воды за бортом плюс 35, воздуха в тени — плюс 50 градусов), сильные песчаные бури, при которых видимость порой падала до 50 метров.

Кувейт, озабоченный иранскими успехами на фронте, предоставил свой порты для транзитных поставок оружия Багдаду. В ответ ВМС и ВВС Ирана стали нападать на кувейтские суда, в том числе и танкеры. 1 ноября 1986г. Кувейт заявил объединенному совету стран Персидского залива, что это будет искать международную защиту для своих танкеров. 10 декабря Кувейт обратился к пяти постоянным членам Совета Безопасности ООН с просьбой помочь ему в транспортировке нефти. Речь шла о том, что Кувейт или фрахтует танкеры этих стран для перевозки нефти, или перерегистрирует свои танкеры в этих странах. («Водный транспорт» 15.08.1987г. «В интересах народов планеты») 13 января 1987г. Кувейт обратился повторно к американцам с просьбой взять под защиту одиннадцать его танкеров, было сообщено, что он обратился с такой же просьбой и к СССР. Кувейт теперь предлагал, чтобы США и СССР разделили защиту ее танкеров - СССР защищает пять, а США - шесть. Советский Союз согласился на повторную просьбу, и, хотя передавать свои танкеры под советский флаг кувейтцы не стали, 2 марта СССР и Кувейт договорились об аренде трех советских танкеров для транспортировки кувейтской нефти. 7 марта США сообщали Кувейту, что они сами возьмут под охрану все одиннадцать его танкеров и 2 апреля было подписано соответствующее соглашение. 15 апреля 1987г. советские представители объявили, что Кувейт зафрахтовал у СССР три танкера для перевозки нефти через Персидский залив и заявили о том, что советские военные корабли будут их сопровождать. Это были суда Новороссийского морского пароходства «Махачкала», «Маршал Баграмян» (1984г., 67980т) и «Маршал Чуйков» (1984г., 67980т), позже два последних заменили на танкеры «Победа» (68000т) и «Генерал Тюленев» (1983г., 68000т).

 танкер махачкала

Танкер «Махачкала»

 Маршал_Баграмян

Танкер «Маршал Баграмян»

 танкер победа

Танкер «Победа»

 В тот же день иранские представители заявили, что сдача Советским Союзом в аренду Кувейту нефтяных танкеров - "очень опасная ситуация". Четыре дня спустя, 19 апреля реагируя на посещение Кувейта советским заместителем министра иностранных дел Владимиром Петровским, иранские представители предупредили СССР, что залив может стать для них "вторым Афганистаном". Американцам подобное предупреждение было сделано 20 апреля. 27 апреля иранское руководство заявило, что они полностью контролируют северную часть залива и устанавливают там военную зону, 28 апреля командующий иранским флотом заявил, что он закроет Ормузский пролив, если другие державы покусятся на иранскую транспортировку импортных и экспортных товаров. В мае иранцы атаковали 14 танкеров, 2 мая стражи напали индийский танкер «B R Ambedkar» (89450т.), 4 мая они же - на «Petrobulk Regent» (31120т.) и 5 мая японский танкер «Shuho Maru» (258000т.) приблизительно в 48 километрах от саудовского побережья.  

Продолжение:44. 17а.

 

Домашняя ] 1. 1-я страница ] 2. 1-2. Место встречи ] 3. 2. Корабли ПСК ] 4. 3. Флот и космос ] 5. 3-1. Прототип Бурана ] 6. 3-2. Космический старт ] 7. 3-3. -опыт пригодится ] 8. 3-4. Бригада ПСК ] 9. 4. Концепция присутствия ] 10. 5. Оперативные эскадры ] 11. 5-2. 8-я оперативная ] 12. 6. 8-я - начало ] 13. 7. Флот - инструмент ] 14. 8. Бунт в метрополии ] 15. 9. Миссия ВМФ-71 ] 16.10. СССР в Сомали ] 17. 11. ВМФ на Маврикии ] 18. 12. ВМФ на Сейшелах ] 19. 13. Горячее море ] 20. 13-1. СССР и Эфиопия ] 21. 13-2. ВМФ Эфиопии ] 22. 13-3. ВМФ и Эфиопия ] 23. 13-4. Эфиопия до вторжения ] 24. 13-5. БД на море - 77-78 ] 25. 13-6. Создание ПМТО ] 26. 13-7. Новый ВМФ Эфиопии ] 27. 13-8. ВМФ СССР в 80-х ] 28. 13-9. Минный кризис ] 29. 13-10. Суэцкий канал ] 30. 13-11. Корабли - разминирование ] 31. 13-12. Авария К-175 ] 32. 13-13. История АПЛ ] 33. 13-14. Переворот в Адене ] 34. 13-15. Последний бой ] 35. 13-16. БД на Красном море ] 36. 13-17. БД -  90-91 ] 37. 13-18. Эвакуация ПМТО ] 38. 13-19. Страховой полис ] 39. 13-20. Конец ПМТО ] 40. 14. Корабли БС ] 41. 14-1. Случайно ] 42. 15. Разведчик - корабль ] 43. 16. Наследники Казарского ] [ 44. 17. Персидская эпопея ] 45. 17-1. Персидский залив ] 46. 17-2. Боевые мили ] 47. 17-3. Танкерная война ] 48. 17-4. Вахта в Персидском ] 49. 17-5. Рядом с опасностью ] 50. 17-6. Рецидив ] 51. 17-7. Трагедия над заливом ] 52. 17-8. Уроки войны ] 53. 17-9. В сложной обстановке ] 54. 17-10. Вахты Заряда ] 55. 17-11. В южных широтах ] 56. 17-12. Горячим фарватером ] 57. 17-13. Стойкость. Выдержка. Мастерство ] 58. 17-14. Трудные мили ] 59. 17-15. MOSCOW NEWS ] 60. 18. Золотые корабли ] 61. 19. Визит Хронопуло ] 62. 20. БДК Томский КСМ ] 63. 21. Визиты кораблей ] 64. 22. Ходили мы походами ] 65. 23. Поход в Индию ] 66. 24. Доставка штаба ] 67. 24-2. Десант на Сокотру ] 68. 24-3. Десант-80.avi ] 69. 25. К любимой ] 70. 26. Командование эскадры ] 81. 27-1. НШ эскадры ] 82. 27-2. Заместители КЭ. ] 83. 27-3. Начальники ПО ] 84. 28. Заместители НШ. ] 85. 28-1. Ф ЭМЧ ] 86. 28-2. Ф Бч-1. ] 87. 28-3. Ф Бч-2. ] 88. 28-4. Ф Бч-3. ] 89. 28-5. Ф Бч-4, СБС. ] 90. 28-6. ЗНШ-АВ - ГМО ] 91. 28-7. Ф РТС, Бч-7. ] 92. 28-8. Ф СПС - НСЧ ] 93. 28-9. Ф ПВО. ] 94. 28-10. Ф ПМТО. ] 95. 28-11. Ф Разведки. ] 96. 28-12. Ф РЭБ ] 97. 28-13. Ф ХС. ] 98. 28-14. Ф МС. ] 99. 28-15. Ф ОО. ] 100. 29-1. ПО ] 101. 30. ИстЖурнал эскадры ] 102. 31. Ревием ] 103. 31-1. ВМФ афера ] 104. 31-2. Куда ушел П-Павловск ] 105. 31-3. Под Андреевским ] 106. 32. Литература ] 122. 38-1. фото Балко М.В. ] 126. 38-2. Фото Петеримов Н.Г. ] 128. 38-3. Фото Умнов В.П. ] 130. 38-5. Фото Коваленко В.П. ] 131. 38-6. Фото Лихацкий Ю.В. ] 135. Ошибка с БДК-98 ]

Литературное дополнение к сайту