8-я

оперативная эскадра кораблей

 

(хроника создания  в зоне Индийского океана

8-й  оперативной эскадры кораблей ВМФ)  1967 – 1992 гг.

 

 

 

 

 

Героические наследники капитан-лейтенанта Казарского.

 

gk41

В период войны Ирака с Ираном (1980-87 годы) и конфликтов в эти годы в Анголе, Сомали, Эфиопии вплоть до 1991 года боевыми кораблями нашего Военно-морского Флота (8-я оперативная эскадра ВМФ, неофициально называемая Индийской эскадрой) проведено большое количество разнообразных, может не слишком масштабных, но важных по своим задачам, значению и месту проведения, морских операций в Красном море, Персидском заливе, различных районах Индийского океана. Наши корабли выполняли проводку за тралами в мина опасных районах и конвоирование на переходе своих и иностранных транспортов и танкеров, боевому охранению наших гражданских судов на якорных стоянках и в портах, траление заминированных акваторий и фарватеров. В ходе проведения этих операций случались ожесточенные боевые столкновения, а иногда разгорались настоящие морские бои с нападающими на наши корабли и охраняемые суда кораблями воюющих сторон и различного рода морских «пиратов», а попросту бандитов, действующих в этих  Районах

.kaz1

 

Вот так, например, выглядит краткий отчет о боевой службе морского тральщика «Разведчик» Черноморского флота: «За период январь-август 1990 года выполнял неоднократно боевое траление мина опасных районов Красного моря. Осуществил 29 проводок за тралами и конвоирование гражданских судов в Красном море и Персидском заливе (всего провел 52 судна). 14 мая в Красном море вступил в бой по защите транспорта Минморфлота СССР «Интернационал» от нападения боевых катеров эретрийских сепаратистов. Артиллерийским огнем атаки катеров отбиты. Тральщик и транспорт потерь личного состава не имели...». Ещё одна справка о боевой службе в этом же районе другого корабля - артиллерийского катера «АК-213» Черноморского флота. Собственно катером он числился по принятой классификации боевых кораблей ВМФ. На самом деле это весьма «приличный», мореходный и грозный корабль водоизмещением 240 тонн, с 30 мм. Артиллерией и 12,7мм пулеметным вооружением, с солидным запасом глубинных бом для разрушения придонных противодесантных заграждений и препятствий.

kaz2

Справка гласит: « За период с ноября 1989 по май 1990 года выполнял задачу по защите судоходства в проливе Массау -Южный (Красное море). Выполнил 47 выходов на боевое патрулирование.
Осуществил проводку и конвоирование 60 судов. 12 раз подвергался обстрелам катерами эретрийских сепаратистов их корабельных орудий, гранатометов и стрелкового оружия. 27 мая выдержал два нападения в общей сложности семи боевых катеров сепаратистов. В боях уничтожил в общей сложности три катера, остальных обратил в бегство...» Обратите внимание, уважаемые читатели, - эти небольшие кораблики, тральщики и катера, находились по 8-9 месяцев, а некоторые и более, в море, в отрыве от своих баз, семей. И не просто в море, а именно в Красном море, с редкими короткими «деловыми заходами» в какие-нибудь близлежащие порты (обычно в Аден). Но что такое Красное море? Это круглый год, особенно 9-10 весенне-летних-осенних месяцев жара 30-40 градусов. Спасения нет - все ветры, как правило, или с запада из Сахары, или с востока из Аравийской пустыни, а в море вода 30-35 градусов самой высокой солености, наверное, в мире - любая царапина может превратиться в язву. Пресная вода в строжайшем лимите. Скажите, какой американский моряк-контрактник выдержит такую службу, но русским морякам и не такое под силу.

dahlaks


                        Так что же за бои выпало провести артиллерийскому катеру «АК-213» в общей сложности против семи боевых катеров пиратов? Вот как происходили события. Командиру «АК-213» капитан-лейтенанту Н.Белому была поставлена, в общем-то, не боевая, а чисто «пассажирская» задача: доставить из пункта базирования наших кораблей на остров Дахлак (были и такие «базы» у нашего флота - сегодня все это потеряно и видимо безвозвратно)группу уволенных в запас матросов и старшин (70 человек) на транспорт гражданского флота, следующий через Красное море на Родину и охраняемый нашими кораблями. Маршрут перехода в Красном море до точки встречи составлял около 100 миль (180 километров). На переходе катер неожиданно атаковали четыре боевых катера типа «Ягуар» водоизмещением 200 тонн, эретрийских сепаратистов, которые окружили корабль и потребовали от командира сдаться.   Учитывая, что катер, был заполнен демобилизованными матросами, командир, чтобы не допустить жертв среди них, в бой с превосходящим противником решил не ввязываться. Искусно маневрируя на высоких скоростях хода переменными галсами, используя ночную обстановку и волнение моря 3-4 балла, капитан-лейтенант Белый, уклоняясь от беспорядочного огня противника, прорвал окружение (схема №1).

0005_pr-205_05_big

Сепаратисты бросились в погоню за ускользающей, как им казалось легкой добычей. Препятствуя преследователям, наши моряки, желая отпугнуть противника, начали сбрасывать с кормовых бомбосбрасывателей глубинные бомбы, с установкой различного времени замедления (глубины) подрыва бомб, впереди по курсу преследователей. Нашим морякам сопутствовала удача -головной катер преследователей попал под взрыв глубинной бомбы и был разнесен в клочья. Экипажи трех других катеров сепаратистов, потрясенные гибелью «флагмана», от погони в страхе отказались. После высадки увольняемых со службы матросов на транспорт, катер «АК-213» на обратном пути на остров Дахлак был снова перехвачен уцелевшими тремя катерами опомнившихся сепаратистов. Но теперь уже командир и экипаж катера смело вступили в бой с превосходящими силами противника. В итоге артиллеристы в ожесточенном бою огнем из артустановок и пулеметов уничтожили два катера «пиратов». Последний, получив повреждения бежал, не подобрав даже оказавшихся в воде бандитов уничтоженных кораблей. Среди экипажа катера, кроме нескольких раненных, потерь не было (Ход боя приведен на схеме №2).
                    За этот бой командир и отличившийся состав экипажа были награждены орденами и медалями. Кроме того, командиру катера капитан-лейтенанту Н.Белому Главнокомандующий ВМФ досрочно присвоил очередное воинское звание капитан 3 ранга.
                   Мне кажется, что чем-то этот бой артиллерийского катера «АК-213» и мужество его экипажа напоминает, хоть в ином масштабе, известный подвиг отважного корабля Русского флота брига «Меркурий».
                  В 1829 году в ходе очередной Русско-турецкой войны, этот маленький кораблик, имевший всего 18 малокалиберных пушек принял бой с двумя линейными турецкими кораблями, в десятки раз превосходящими российский бриг по количеству стволов и в сотни раз по огневой мощи своей артиллерии. Бриг «Меркурий» вышел победителем из этого боя. Экипаж «Меркурия, « которым командовал капитан-лейтенант Н.Казарский, единогласно решил драться с превосходящим по силе противником. У входа в крюйт-камеру брига (пороховой погреб) был положен заряженный пистолет и командир отдал приказ: последнему уцелевшему в бою матросу или офицеру взорвать корабль. Этого делать не пришлось. Искусно маневрирую, Казарский сумел, уклоняясь от мощных залпов турецких кораблей, нанести им своей слабенькой артиллерией в ходе 4-х часов боя такие повреждения, что оба турецких корабля вышли из боя. Бриг «Меркурий», хоть и изрядно израненный, благополучно прибыл в Севастополь.
                 Отрадно, что среди военных моряков нашего флота поколений 80-х годов 20 века были и будем, надеется, будут и в 21 веке достойные продолжатели героических традиций и славы героев Русского флота: экипажей того же брига «Меркурий», крейсера «Варяг», подводных лодок «К-21 «(командир Н.Лунин), «С-13» (командир А.Маринеско), лидера эсминцев «Ташкент» (командир В.Ерошенко), гвардейского эсминца «Сообразительный» (командир С.Ворков) и многих других.
                    К сожалению, о боевых подвигах военных моряков в Красном море в 1989 - 1991 годах наш мощный гражданский, военный и партийный «агитпроп» Советского Союза стыдливо промолчал. Снова видимо «берегли» пресловутую военную тайну, хотя к этому времени запреты на подобные публикации были уже сняты. Американцы о подобной доблести своих моряков (чего ни когда у них не было) растрезвонили бы по всему миру, по всем теле и радиоканалам. Подобный бой с применением глубинных бомб был бы вписан во все учебники по морской тактике и наставлениях по боевой деятельности подобного класса кораблей, руководства по воспитанию своих моряков. У нас же странное молчание об этом подвиге и доблести защитников Отечества. А ведь это огромный пример для воспитания нашей нынешней не желающей защищать свою родину молодежи, развращенной вбиваемыми в голову псевдоценностями, стремления к обогащению и наживе неважно какими способами. А ведь молодежь - это будущее любой страны.

 

 

Домашняя ] 1. 1-я страница ] 2. 1-2. Место встречи ] 3. 2. Корабли ПСК ] 4. 3. Флот и космос ] 5. 3-1. Прототип Бурана ] 6. 3-2. Космический старт ] 7. 3-3. -опыт пригодится ] 8. 3-4. Бригада ПСК ] 9. 4. Концепция присутствия ] 10. 5. Оперативные эскадры ] 11. 5-2. 8-я оперативная ] 12. 6. 8-я - начало ] 13. 7. Флот - инструмент ] 14. 8. Бунт в метрополии ] 15. 9. Миссия ВМФ-71 ] 16.10. СССР в Сомали ] 17. 11. ВМФ на Маврикии ] 18. 12. ВМФ на Сейшелах ] 19. 13. Горячее море ] 20. 13-1. СССР и Эфиопия ] 21. 13-2. ВМФ Эфиопии ] 22. 13-3. ВМФ и Эфиопия ] 23. 13-4. Эфиопия до вторжения ] 24. 13-5. БД на море - 77-78 ] 25. 13-6. Создание ПМТО ] 26. 13-7. Новый ВМФ Эфиопии ] 27. 13-8. ВМФ СССР в 80-х ] 28. 13-9. Минный кризис ] 29. 13-10. Суэцкий канал ] 30. 13-11. Корабли - разминирование ] 31. 13-12. Авария К-175 ] 32. 13-13. История АПЛ ] 33. 13-14. Переворот в Адене ] 34. 13-15. Последний бой ] 35. 13-16. БД на Красном море ] 36. 13-17. БД -  90-91 ] 37. 13-18. Эвакуация ПМТО ] 38. 13-19. Страховой полис ] 39. 13-20. Конец ПМТО ] 40. 14. Корабли БС ] 41. 14-1. Случайно ] 42. 15. Разведчик - корабль ] [ 43. 16. Наследники Казарского ] 44. 17. Персидская эпопея ] 45. 17-1. Персидский залив ] 46. 17-2. Боевые мили ] 47. 17-3. Танкерная война ] 48. 17-4. Вахта в Персидском ] 49. 17-5. Рядом с опасностью ] 50. 17-6. Рецидив ] 51. 17-7. Трагедия над заливом ] 52. 17-8. Уроки войны ] 53. 17-9. В сложной обстановке ] 54. 17-10. Вахты Заряда ] 55. 17-11. В южных широтах ] 56. 17-12. Горячим фарватером ] 57. 17-13. Стойкость. Выдержка. Мастерство ] 58. 17-14. Трудные мили ] 59. 17-15. MOSCOW NEWS ] 60. 18. Золотые корабли ] 61. 19. Визит Хронопуло ] 62. 20. БДК Томский КСМ ] 63. 21. Визиты кораблей ] 64. 22. Ходили мы походами ] 65. 23. Поход в Индию ] 66. 24. Доставка штаба ] 67. 24-2. Десант на Сокотру ] 68. 24-3. Десант-80.avi ] 69. 25. К любимой ] 70. 26. Командование эскадры ] 81. 27-1. НШ эскадры ] 82. 27-2. Заместители КЭ. ] 83. 27-3. Начальники ПО ] 84. 28. Заместители НШ. ] 85. 28-1. Ф ЭМЧ ] 86. 28-2. Ф Бч-1. ] 87. 28-3. Ф Бч-2. ] 88. 28-4. Ф Бч-3. ] 89. 28-5. Ф Бч-4, СБС. ] 90. 28-6. ЗНШ-АВ - ГМО ] 91. 28-7. Ф РТС, Бч-7. ] 92. 28-8. Ф СПС - НСЧ ] 93. 28-9. Ф ПВО. ] 94. 28-10. Ф ПМТО. ] 95. 28-11. Ф Разведки. ] 96. 28-12. Ф РЭБ ] 97. 28-13. Ф ХС. ] 98. 28-14. Ф МС. ] 99. 28-15. Ф ОО. ] 100. 29-1. ПО ] 101. 30. ИстЖурнал эскадры ] 102. 31. Ревием ] 103. 31-1. ВМФ афера ] 104. 31-2. Куда ушел П-Павловск ] 105. 31-3. Под Андреевским ] 106. 32. Литература ] 122. 38-1. фото Балко М.В. ] 126. 38-2. Фото Петеримов Н.Г. ] 128. 38-3. Фото Умнов В.П. ] 130. 38-5. Фото Коваленко В.П. ] 131. 38-6. Фото Лихацкий Ю.В. ] 135. Ошибка с БДК-98 ]

Литературное дополнение к сайту