8-я

оперативная эскадра кораблей

 

(хроника создания  в зоне Индийского океана

8-й  оперативной эскадры кораблей ВМФ)  1967 – 1992 гг.

 

 

 

 

 

Корабли на боевой службе в зоне ответственности 8-й оперативной  эскадры

суворов 4

Легкий крейсер пр. 68-бис "Александр Суворов"

1951 – 1992

26 февраля 1951 года заложен на заводе № 189 в Ленинграде (заводской № 436) и 31 августа 1951 года зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 15 мая 1952 года, вступил в строй 31 декабря 1953 года и 18 февраля 1954 года, подняв Военно-морской флаг, в соответствии с приказом МО СССР № 0019 вошел в состав эскадры 4 -го ВМФ.
С 24 декабря 1955 года входил в состав КБФ, 31 января 1956 года приказом ГК ВМФ № 0063 был включен в состав ЭОН-66, 27 февраля 1956 года перечислен в состав СФ. После перехода летом - осенью 1956 года по Севморпути из Североморска на Дальний Восток приказом ГК ВМФ от 15 октября 1956 года № 0054 был включен в состав 14 дикр эскадры ТОФ.
С 26мая 1958 года входил в состав 82 бкр ТОФ, со 2 сентября 1968 года в состав 9 дик пло ТОФ, с 9 января 1973 года в состав 79 бсрк ТОФ, с 3 апреля 1979 года в состав 193 бпк 10 ОпЭск ТОФ, с 7 сентября 1979 года в состав 193 бэм Сахалинской флотилии.
Прошел текущие ремонты на МСП № 189 с 5 января по 30 марта 1956 года; на МСП № 202 с 5октября 1959 года по 27 июня 1960 года, на Дальзаводе с 1 апреля 1968 года по 10 марта 1970 года В период с 4 января 73 года по 30 декабря 1978 года на Дальзаводе переоборудован по проекту 68-А. С 12 по 17 октября 1955 года нанес визит в Портсмут (Великобритания).
В апреле 1970 года в период маневров "Океан" принимал участие в специальной поисковой операции в Филиппинском море. С 5 января по 4 июля 1971 года выполнял задачи боевой  службы в Индийском океане, с 5 по 15 мая 1971 года совершил деловой заход в порт Бербера (Сомали), с 1 по 10 июня 1971 года деловой заход в порт Бомбей (Индия).
В 1979 году выполнял задачи боевой службы в Южно-Китайском море, дважды совершил деловые заходы в порт Кам-Рань (Вьетнам).В 1981 году выполнял задачи боевой службы в Индийском океане, совершил деловые заходы в порты Мапуту Мозамбик), Порт-Луи (Маврикий), Коломбо (Шри-Ланка) и с 26 по 31 мая 1981 года визит в порт Аден (Южный Йемен).
1 декабря 1986 года выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой в бухте Западная залива Советская Гавань, а 15 декабря 1989 года разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 19 апреля 1990 года расформирован и в ноябре 1991 года продан частной фирме Индии для разделки на металл.
Из Владивостока в Индию уведен на буксире в начале мая 1992 года.

Водоизмещение 14700/16300 т. Размерения: 210/205x22/21/4x6.76/7.26 м
 Вооружение - 12 - 152/57, 12 - 100/56, 32 - 37/67, 2x5 ТА
Бронирование - толщина броневого пояса от 32-го до 170-го шпангоута равнялась 100 мм, в оконечностях - 20 мм.
Нижняя палуба - 50 мм и 20 мм в оконечностях; носовой траверз-120 мм, кормовой - 100 мм.
Боевая рубка: бок - 130 мм, палуба - 30 мм и крыша - 100 мм, запасной командный пункт - 10 мм. Труба защиты проводов - 50 мм. Посты внутри башенноподобной мачты ниже боевой рубки - 10 мм, КДП - 13 мм, кожухи дальномеров - 10 мм, стабилизированный пост наводки (СПН-500) и его барбеты - 10 мм. Бронеканалы - 10 м.
Колосники и решетки шахт машинно-котельных вентиляторов - 125 мм. Рулевое и румпельное отделения имели стенки в 100 мм и 50-мм защиту сверху.
Механизмы 2 турбины типа ТВ-7 суммарной мощностью 118,000 - 128,000 л.с., 6 котлов типа КВ68, 2 винта диаметром 4,58 м
Скорость 33,1 узла Дальность плавания 9000 миль. Экипаж 1,200 человек
Тактико-технические данные после переоборудования по проекту 68-А.
Водоизмещение: стандартное - 14508т, нормальное - 16456т, полное - 18008т.
Размерения: длина - 210м, ширина - 21,99м, осадка - 7,74м/7,85м (нос/корма).
Вооружение: 4х3 - 152,4/57 МК-5 бис, 6х2 - 100/70 СМ-5-1с, 16х2 - 37/68 В-11, 8х2 - 30/71 АК-230.
Мины: КБ - 68 шт, УДМ - 48 шт, УКСМ - 63 шт.
Бронирование - толщина броневого пояса от 32-го до 170-го шпангоута равнялась 100 мм,
в оконечностях - 20 мм. Нижняя палуба - 50 мм и 20 мм в оконечностях; носовой траверз-120 мм, кормовой - 100 мм. Боевая рубка: стенки - 130 мм, палуба - 30 мм и крыша - 100 мм,
запасной командный пункт - 10 мм. Труба защиты проводов - 50 мм. Посты внутри башенноподобной мачты ниже боевой рубки - 10 мм, КДП - 13 мм, кожухи дальномеров - 10 мм, стабилизированный пост наводки (СПН-500) и его барбеты - 10 мм. Бронеканалы - 10 м. Колосники и решетки шахт машинно-котельных вентиляторов - 125 мм.
Рулевое и румпельное отделения имели стенки в 100 мм и 50-мм защиту сверху.
Средства обнаружения: РЛС обнаружения воздушных целей "Киль" и МР-302 по одному комплекту; РЛС обнаружения НК и навигации "Дон" - 3 комплекта; ГАС "Тамир - 5н" 1 комплект.
Системы управления оружием: МР-104 4 комплекта, "Залп-М2" 3 комплекта, "Якорь- М2" 2 комплекта.
Система целеуказания: МПЦ-301 1 комплект.
Десантовместимость: на короткое время 2000 чел с оружием; на длительное время 1000 чел с оружием; нештатная корабельная десантная партия - 72 чел.
Механизмы 2 турбины типа ТВ-7/2 суммарной мощностью 110 000 л.с., 6 главных котлов типа КВ-68бис и 2 вспомогательных котла КВС-68бис , 2 3-х лопастных винта диаметром 4,5 м.
Запасы максимальные: мазут Ф-5 3146т, масло турбинное Т-46 89т, вода котельная 412т,
мытьевая 130т, питьевая 93т, провизия 100т.
Катера, шлюпки, спасательные средства: РК пр 371бис - 2 по 15 чел, РБЗ пр 337 - 2 по 80 чел,
"ЯЛ-6" - 2 по 8 чел, ПСН - 10 - на 100 чел.
2 якоря типа "Холла" по 7 тонн, якорь-цепь диаметром 67 мм, правая - 300м, левая - 275м.
Скорость наибольшая 32,2 узла. Дальность плавания при наибольшем запасе топлива
экономической скоростью 17,9 узл - 4930 миль. Экипаж 892 человека (офицеров - 58, мичманов - 87, старшин - 146, рядовых - 601).

 

гневный 

Эскадренный миноносец пр. 57-бис "Гневный"

1957 – 1988

16 ноября 1957 года заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве (заводской № 1401)
и 17 декабря 1957 года зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 30 ноября 1958 года, вступил в строй 10 января 1960 года и 22 августа 1960 года включен в состав ЧФ,
с 21 по 26 января 1967 года и с 9 по 15 января 1969 года нанес визиты в Массауа (Эфиопия),
с 15 по 20 октября 1968 года и с 20 по 25 апреля 1972 года - в Касабланку (Марокко),
с 2 по 7 января 1969 года - в Аден (Южный Йемен), с 5 по 9 апреля 1969 года - в Найроби (Маврикий), с 22 по 27 ноября 1975 года - в Бомбей (Индия) и с 25 по 30 августа 1976 года - в Ванкувер (Канада).
С 1 по 31 июня 1967 года и с 1 апреля по 31 декабря 1968 года, находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта,
а с 5 по 30 июня 1967 года - вооруженным силам Сирии. 13 марта 1969 года перечислен в состав КТОФ.
В период с 1972 года по 30 декабря 1973 года модернизирован, перестроен в Николаеве по проекту 57-А и 7 марта 1974 года переклассифицирован в БПК. 8 апреля 1988 года разоружен,
исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации
и 17 июля 1988 года расформирован.

Проект 57-бис
Водоизмещение: полное 4192, стандартное 3500 т; длина 138,9 м, ширина 14,84 м, осадка 4,47 м.
Мощность ПТУ 2x42 500 л.с.; скорость хода: максимальная 34,5, экономическая 18 уз.; дальность плавания экономическим ходом 3000 миль.
Вооружение: 2х1 ПУ ПКРК СМ-59 (12-16 ракет КСЩ) 4х4 57-мм орудия ЗИФ-75, 2х2 533-мм ТА, 2 РБУ-2500 (128 РГБ-25), 1 вертолет Ка-15.

Экипаж 290 человек, в том числе 20 офицеров.


Проект 57-А
Водоизмещение: полное 4500, стандартное 3500 т; длина 140,6 м, ширина 14,84 м, осадка 4,65 м.
Мощность 2x42 500 л.с.; скорость хода: максимальная 32, экономическая 18 уз.
Вооружение: 1х2 ПУ ЗРК "Волна" (32 ракет), 2х4 57-мм орудия ЗИФ-75, 4х2 30-мм орудия АК-230, 2х5 ТА-53-1134, 3РБУ-6000, 1 вертолет Ка-25.

 Экипаж 297 человек, в том числе 20 офицеров.

 

горделивый

Сторожевой корабль проекта 1135М "Горделивый" top100

1977 – 1995

16 мая 1977 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 26 июля 1977 года
заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ "Янтарь" в Калининграде (зав. № 166),
спущен на воду 3 мая 1979 года, вступил в строй 20 сентября 1979 года
и 17 октября 1979 года после межфлотского перехода вокруг Африки из Балтийска во Владивосток включен в состав КТОФ.

26 июля 1992 года сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. 5 июля 1994 года исключен из состава ВМФ и сдан в  ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1 октября 1994 года расформирован,
6 октября 1994 года продан южнокорейской фирме для разделки на металл.
27 июня 1995 уведен из Владивостока на буксире.

Водоизмещение: наибольшее 3436 т, полное 3191 г, нормальное 3013 т, стандартное 2835 т; длина 122,9 м, ширина 14,19 м, осадка 7,21 м.
Мощность ГТУ 2x26 000 л.с.; скорость полного хода 32 уз., экономическая 20 уз.; дальность плавания 4600 миль.
Вооружение: 1x4 ПУПЛРК (4 ракето-торпеды "Метель"), 2x2 ПУ ЗРК "Оса-М", 2х1 100-мм АУ АК-100, 2x12 РБУ-6000 2x4 533-мм ТА, мины заграждения.

Экипаж 180 человек, в том числе 22 офицера.

 

 

летучий

Сторожевой корабль проекта 1135 "Летучий"

1977 – 2005

7 мая 1975 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 9 марта 1977 года заложен на стапеле ССЗ им. А.А.Жданова в Ленинграде (зав. № 714), спущен на воду 19 марта 1978 года,
вступил в строй 10 августа 1978 года и 20 сентября 1978 года после межфлотского перехода вокруг Африки из Балтийска в Петропавловск-Камчатский включен в состав КамФлРС КТОФ.
С 13 по 17 декабря 1981 года нанес визит в Мапуту (Мозамбик) и в декабре 1981 года произвел деловой заход в Викторию (Сейшельские о-ва).
26 июля 1992 года сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. В 1992 и 1999 годах завоевывал призы ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ).
В 2005 году исключен из состава флота и выставлен на конкурсные торги по утилизации.

Водоизмещение: наибольшее 3436 т, полное 3191 г, нормальное 3013 т, стандартное 2835 т; длина 122,9 м, ширина 14,19 м, осадка 7,21 м.
Мощность ГТУ 2x26 000 л.с.; скорость полного хода 32 уз., экономическая 20 уз.; дальность плавания 4600 миль.
Вооружение: 1x4 ПУПЛРК (4 ракето-торпеды "Метель"), 2x2 ПУ ЗРК "Оса-М", 2x2 76-мм АУ АК-726, 2x12 РБУ-6000 2x4 533-мм ТА, мины заграждения.

Экипаж 180 человек, в том числе 22 офицера.

 

одаренный

 Большой противолодочный корабль проекта 61 "Одарённый"

1963 - 1990

22 января 1963 года заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде (заводской № 753) и 12 августа 1964 года зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 11 сентября 1964 года, вступил встрой 30 декабря 1965 года и 11 января 1966 года включен в состав КСФ. Летом - осенью 1966 г. по Севморпути совершил переход из Кольского залива во Владивосток и 8 октября 1966 года перечислен в состав КТОФ.

С 18 по 23 ноября 1976 года нанес визит в Басру (Ирак), с 1 по 5 декабря 1976 года - в Бендер-Аббас (Иран), с 20 по 24 января 1977 года - в Мапуту (Мозамбик), с 10 по 14 марта 1977 года - в Порт-Луи (Маврикий) и с 16 по 19 октября 1980 года - в Кочин (Индия).

 Корабль не прошел ни одного капитального ремонта.

 4 июля 1987 года выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 19 апреля 1990 года разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 31 августа 1990 года расформирован и продан на слом в Индию.

Водоизмещение: полное 4390, стандартное 3400 т; длина 144 м, ширина 15,8 м, осадка 4,6 м.
Мощностъ ГТУ 4х 18 000 л.с.; скорость хода: максимальная 34, экономическая 18 уз.; дальность плавания экономическим ходом 3500 миль.
Вооружение: 2x2 ПУ ЗРК "Волна", 2x2 76,2-мм АК-726 орудия, 1x5 533-м ТА, 2x12 РБУ-6000 (90 РГБ-60), 2 РБУ-1000 (24 РГБ-10), 1 вертолет Ка-25.

Экипаж 266 человек, в том числе 22 офицера.

разящий 2

Сторожевой корабль проекта 1135 "Разящий"

1972 – 1994

28 марта 1972 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 28 сентября 1972 года заложен на стапеле  Прибалтийского ССЗ "Янтарь" в Калиниграде (зав. № 157), спущен на воду 22 июля 1974 года, вступил в строй 30 декабря 1974 года и 14 февраля 1975 года после межфлотского перехода вокруг Африки из Балтийска во Владивосток включен в состав КТОФ.
С 10 по 17 ноября 1976 года нанес визита Порт-Луи (Маврикий) и с 10 по 14 октября 1981 года - в Дананг (Вьетнам).
С ноября 1981 по апрель 1983 года на "Дальзаводе" им. 50-летия СССР во Владивостоке прошел средний ремонт.
17 ноября 1983 года при несении боевой службы в северной части Аравийского моря столкнулся  с ЭМ ВМС США DD-991 Fife, в результате которого получил незначительные повреждения корпуса.
В 1984 году завоевал приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ).
26 июля 1992 года сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.
29 октября 1992 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 31 декабря 1992 года расформирован и 6 октября 1994 года
продан южнокорейской фирме дляразделки на металл.

Водоизмещение: наибольшее 3436 т, полное 3191 г, нормальное 3013 т, стандартное 2835 т; длина 122,9 м, ширина 14,19 м, осадка 7,21 м.
Мощность ГТУ 2x26 000 л.с.; скорость полного хода 32 уз., экономическая 20 уз.; дальность плавания 4600 миль.
Вооружение: 1x4 ПУПЛРК (4 ракето-торпеды "Метель"), 2x2 ПУ ЗРК "Оса-М", 2x2 76-мм АУ АК-726, 2x12 РБУ-6000 2x4 533-мм ТА, мины заграждения.

 Экипаж 180 человек, в том числе 22 офицера.

рьяный

Сторожевой корабль проекта 1135М "Рьяный"

1978 – 2000

16 мая 1977 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 1 марта 1978 года заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ "Янтарь" в Калининграде (зав. № 167), спущен на воду 1 сентября 1979 года, вступил в строй 31 декабря 1979 года. 21 февраля 1980 года после межфлотского перехода вокруг Африки из Балтийска во Владивосток включен в состав КТОФ.
С 8 по 12 мая 1982 года нанес визит в порт Виктория (Сейшельские о-ва), с 1 по 5 августа 1982 года - в Ходейду (Северный Йемен), с 13 по 17 августа 1985 года и с 4 по 8 июля 1986 года - в Вонсан (КНДР).
В 1984 году завоевал приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ), а в 1987 году - приз ГК ВМФ по зенитной подготовке (в составе КУГ).
С 17 января 1992 года числился в составе СахФлРС КТОФ. 26 июля 1992 года сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.
С 1 июня 1989 года находился на "Дальзаводе" во Владивостоке на капитальном ремонте, но 17 июля 1997 года из-за отсутствия финансирования исключен из состава ВМФ и сдан в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации.
1 декабря 1997 года расформирован. В апреле 2000 года уведен на разборку в Корею.

Водоизмещение: наибольшее 3436 т, полное 3191 г, нормальное 3013 т, стандартное 2835 т; длина 122,9 м, ширина 14,19 м, осадка 7,21 м.
Мощность ГТУ 2x26 000 л.с.; скорость полного хода 32 уз., экономическая 20 уз.; дальность плавания 4600 миль.
Вооружение: 1x4 ПУПЛРК (4 ракето-торпеды "Метель"), 2x2 ПУ ЗРК "Оса-М", 2х1 100-мм АУ АК-100, 2x12 РБУ-6000 2x4 533-мм ТА, мины заграждения.

 Экипаж 180 человек, в том числе 22 офицера.

скорый  бпк 2

Большой противолодочный корабль проекта 61 "Скорый"

1970 – 1998

20 апреля 1970 года заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве (заводской № 1714)
и 20 октября 1970 года зачислен в списки кораблей ВМФ , спущен на воду 26 февраля 1971 года, вступил в строй и 31 октября 1972 года включен в состав КЧФ.
В период с 26 сентября по 1 октября 1973 года отряд советских кораблей под флагом адмирала В.С.Сысоева посетил с визитом югославский порт Сплит. В состав отряда, кроме БПК "Николаев" и "Сметливый", входил и "Скорый".
По завершении визита корабль находился с 5 по 24 октября 1973 года в зоне боевых действий, оказывая помощь вооруженным силам Сирии и Египта.
С 23 июля по 22 сентября 1974 года - помощь ВС Египта.
Вместе с противолодочным крейсером "Ленинград" корабль участвует в разминировании Суэцкого залива (4 августа - 14 октября 1974 года), обеспечивая безопасность боевого траления. При возвращении на Черное море наносит официальные визиты в порт Порт-Луи на о.Маврикий (14- 19 октября 1974 года) и в порт Дакар республики Сенегал (19 - 23 ноября 1974 года).
В 1975 году "Скорый" снова выходит в Средиземное море и с 12 по 17 мая 1975 года наносит официальный визит в порт Сплит.
В период с 20 по 25 октября 1978 года "Скорый" посещает греческий порт Пирей. Затем последовал капитальный ремонт (30 июля 1982 года - 16 сентября 1985 года на СМЗ в Севастополе), и вновь - выходы на боевую службу.
Распад СССР быстро положил конец карьере и этого "поющего фрегата". Последовали несколько мелких аварий и пожар в кормовом котельном отделении (21 августа 1992 г., в 22.00), длившийся около полутора часов.
В 1995 году по недосмотру личного состава "запороли" турбины, и корабль возвратился с моря на буксире у "Сдержанного". Больше "Скорый" в море уже не выходил. В августе 1995 года с него сняли боезапас, и до 1997 года он ожидал решения своей участи у 12-го причала в Севастополе.

 22 ноября 1997 года на нем был спешно спущен Военно-морской флаг, и началось разоружение корабля. Разобран на металл в мае-июне 1998 года в Инкермане.

Водоизмещение: полное 4390, стандартное 3400 т; длина 144 м, ширина 15,8 м, осадка 4,6 м.
Мощностъ ГТУ 4х 18 000 л.с.; скорость хода: максимальная 34, экономическая 18 уз.; дальность плавания экономическим ходом 3500 миль.
Вооружение: 2x2 ПУ ЗРК "Волна", 2x2 76,2-мм АК-726 орудия, 1x5 533-м ТА, 2x12 РБУ-6000 (90 РГБ-60), 2 РБУ-1000 (24 РГБ-10), 1 вертолет Ка-25.

 Экипаж: 266 человек, в том числе 22 офицера.

упорный

Эскадренный миноносец пр. 57-бис "Упорный"

(после 27 января 1992 года - плавучая казарма "ПКЗ-12")

1958 - 1993

9 апреля 1958 года заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве (заводской № 1402),
спущен на воду 14 октября 1959 года, вступил в строй 3 декабря 1960 года и 20 декабря 1960 года включен в состав ТОФ.
В период с 26 декабря 1967 года по 22 марта 1968 года прошел на "Дальзаводе" во Владивостоке капитальный ремонт, а в период с 7 февраля 1977 года по 3 февраля 1978 года модернизирован, перестроен там же по проекту 57-А и 3 августа 1977 года переклассифицирован в БПК.
В 1969 году при несении боевой службы в Индийском океане совершил деловые заходы в Занзибар (Танзания), Мале (Мальдивские острова), Умм-Каср (Ирак), Бендер-Аббас (Иран) и Берберу (Сомали).
24 июня 1991 года выведен из боевого состава, разоружен и переформирован в ПКЗ, а 29 июня 1993 года исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации.

Проект 57-бис
Водоизмещение; полное 4192, стандартное 3500 т; длина 138,9 м, ширина 14,84 м, осадка 4,47 м.
Мощность ПТУ 2x42 500 л.с.; скорость хода: максимальная 34,5, экономическая 18 уз.; дальность плавания экономическим ходом 3000 миль.
Вооружение: 2х1 ПУ ПКРК СМ-59 (12-16 ракет КСЩ) 4х4 57-мм орудия ЗИФ-75, 2х2 533-мм ТА, 2 РБУ-2500 (128 РГБ-25),1 вертолет Ка-15.

Экипаж 290 человек, в том числе 20 офицеров.


Проект 57-А
Водоизмещение; полное 4500, стандартное 3500 т; длина 140,6 м, ширина 14,84 м, осадка 4,65 м.
Мощность  2x42 500 л.с.; скорость хода: максимальная 32, экономическая 18 уз.
Вооружение: 1х2 ПУ ЗРК "Волна" (32 ракет), 2х4 57-мм орудия ЗИФ-75, 4х2 30-мм орудия АК-230, 2х5 ТА-53-1134, 3РБУ-6000, 1 вертолет Ка-25.

 Экипаж 297 человек, в том числе 20 офицеров.

 

чапаев

 Большой противолодочный корабль проекта 1134-А "Василий Чапаев"

1973 - 1993

11 июня 1970 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 22 декабря 1973 года заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде (заводской № 729),
спущен на воду 28 ноября 1974 года, вступил в строй 30 ноября 1976 года и 2 февраля 1977 года включен в состав КТОФ.
С 16 по 21 декабря 1977 года нанес визит в Бомбей (Индия) и с 8 по 12 мая 1982 года - в Викторию (Сейшельские острова).
30 июня 1993 года разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации  и 31 декабря 1993 года расформирован.

Водоизмещение: полное 7535, стандартное 5600 т; длина 159 м, ширина 16,8 м, осадка 5,84 м.

 Мощность ПТУ 2x45 000 л.с.; скорость хода: максимальная 32, экономическая 18 уз.; дальность плавания экономическим ходом 5 200 миль.
Вооружение: 2x4 ПУ ПЛРК "Метель" (8 ракето-торпед), 2x2 ПУ ЗРК "Шторм" (48 ракет), 2x2 57-мм ЗИФ-72 и 4x6 30-мм АК-630 орудий, 2x5 533-мм ТА, 2х12 РБУ-6000 (144 РГБ-60), 2х6 РБУ-1000 (48 РГБ-10), 1 вертолет Ка-25

 Экипаж 343 человека, в том числе 33 офицера

04052002_Tral

Морской тральщик проекта 266М "Трал"

1970 – 1993

Построен на Хабаровском судостроительном заводе (№876), заводской №66.
Заложен 15 июля 1970 года, вступил в строй 20 сентября 1972 года,
зачислен в состав ВМФ 30 сентября 1972 года. 5 июня 1972 года зачислен в состав 236-го дивизиона строящихся и ремонтирующихся кораблей 49 ДиРЧК,
16 августа 1972 года зачислен в состав 79 БСРК ТОФ, 17 ноября 1972 года зачислен в состав 146 ДТЩ 47 БКОВР ВМБ Стрелок ТОФ,

8 августа 1979 года зачислен в состав 646 ДТЩ 45 БКОВР Приморской флотилии ТОФ.
В 1974 и в 1984 годах в состязаниях на первенство ВМФ награжден переходящим призом и грамотой за поиск и уничтожение мин в составе корабельной тральной группы, в 1985 году лучший по видам подготовки в составе КТГ 646 ДТЩ 45 БКОВР. Выполнял задачи боевой службы в Индийском океане, Южно-Китайском море, Японском море и Корейском проливе: в 1979, 1980, 1981, 1983, 1984, 1985. При выполнении задач боевой службы в 1988 году в Персидском заливе провел 41 судно, пройдя с тралами 1020 миль.
30 июня 1993 года исключен из состава флота и сдан в ОФИ.

Водоизмещение: стандартное 710 т., нормальное 738 т, полное 765 т; длина 61,0 м, ширина 10,22 м, осадка: нос - 3,05 м./корма - 3,14 м.
Механизмы: 2х2500 л.с. дизели М-503Б-1; 2 винта; скорость: наибольшая 17,4 уз., экономическая 12,0 уз, малая 2,8 уз.; дальность плавания: 1800 миль (17,4 уз.),2600 миль (12 уз.), 3200 миль (2,8 уз.).
Вооружение: 2х2 30 мм АК-230 - 2000 выстрелов - СУ МР-104 "Рысь", ВК-1;2х2 25 мм 2М-3М - 2000 выстрелов, 2х5 РБУ-1200М (20 РГБ-12), 32 ББ-1 или 7 мин КМД-1000.
Противоминное: быстроходный контактный трал БКТ, электромагнитный трал ТЭМ-4, акустический трал АТ-3.
Средства обнаружения: МР-104 (воздушных целей), Дон-МН и Тесла (надводных целей и навигации), МГ-69 и МГ-79 (гидроакустические).

 Автономность: по топливу 10 сут., по провизии 10 сут., по воде 7 сут., мореходность 9 баллов.

Экипаж 59 человек (6 офицеров, 9 мичманов, 14 старшин, 30 рядовых).

торцев

Большой десантный корабль проекта 1171 "Александр Торцев"

1970 – 1995

Заложен на ССЗ "Янтарь" в Калининграде 6 апреля 1970 года, (заводской номер 301)
Спущен на воду 27 ноября 1970 года. Вступил в строй 31 декабря 1971 года,
5 июля 1995 года исключен из состава флота.
Водоизмещение: 3040/4650 т; размерения: длина - 113.1 м, ширина - 15.6 м, осадка - 4.5 м.
Силовая установка 2*4500 л.с. дизели 58А-3, 2 винта
Вместимость: 47 единиц техники и 440 чел
Вооружение: 1 х 2 - 57-мм ЗИФ-51Б, ЗУР "Стрела" 24 ракеты, 2*30 122 мм ПУ НУРС МС-73"Град-М"
Скорость хода 16.5 узла, дальность плавания 4800 миль при 16 узлах.

 Экипаж 69 человек.

строгий

Большой противолодочный корабль проекта 61 "Строгий"

1965 – 1993

22 февраля 1966 года заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве (заводской № 1709), спущен 29 апреля 1967 года и 12 января 1968 года зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 24 декабря 1968 года и 8 января 1969 года включен в состав КТОФ.

С 1 по 4 сентября 1969 года совершил деловой заход в порт Лагос (Нигерия),
С 7 по 15 декабря 1969 года нанес визиты Берберу, Могадишо и Кисмаю (Сомали),
с 4 по 8 февраля 1972 года - в Массауа (Эфиопия), с 2 по 7 июня 1978 года - в Викторию (Сейшельские острова), с 5 по 10 ноября 1978 года - в Хайфон (Вьетнам) и с 22 по 26 июня 1985 года - в Мапуту (Мозамбик).
1 ноября 1990 года выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой,
а 30 июня 1993 года разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 11 февраля 1994 года расформирован.
Проданный частной индийской фирме корабль в 1995 году корабль затонул при буксировке во время шторма в 80 милях от Сингапура.

 

Водоизмещение: полное 4390, стандартное 3400 т; длина 144 м, ширина 15,8 м, осадка 4,6 м.
Мощностъ ГТУ 4х 18 000 л.с.; скорость хода: максимальная 34, экономическая 18 уз.; дальность плавания экономическим ходом 3500 миль.
Вооружение: 2x2 ПУ ЗРК "Волна", 2x2 76,2-мм АК-726 орудия, 1x5 533-м ТА, 2x12 РБУ-6000 (90 РГБ-60), 2 РБУ-1000 (24 РГБ-10), 1 вертолет Ка-25.

Экипаж 266 человек, в том числе 22 офицера.

сторожевой

Сторожевой корабль проекта 1135 "Сторожевой"

1972 - 2002

20 октября 1970 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 20 июля 1972 года заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ "Янтарь" в Калиниграде (зав. № 155), спущен на воду 21 марта 1973 года,

 вступил встрой 30 декабря 1973 года и 7 декабря 1974 года включен в состав ДКБФ.
8 ноября 1975 года на БПК произошла попытка протеста части экипажа (лидер замполит В.М. Саблин) против политики властей с целью привлечения внимания мировой общественности.

10 ноября 1975 года перечислен в состав КамФлРС КТОФ и в начале 1976 года совершил межфлотский переход вокруг Африки из Балтийска в Петропавловск-Камчатский.
С 5 по 9 октября 1974 года нанес визит в Росток (ГДР). С 10 по 15 сентября 1980 года произвел деловой заход в Массауа (Эфиопия). В 1981, 1982 и 1983 годах завоевывал призы ГК ВМФ по
противолодочной подготовке (в составе КПУГ). С 21 апреля 1987 года по 14 ноября 1994 года на "Дальзаводе" во Владивостоке прошел капитальный ремонт.
13 октября 2002 года на "Сторожевом" спущен флаг, корабль исключен из состава флота и позднее отбуксирован в Китай на разборку.

Водоизмещение: наибольшее 3436 т, полное 3191 г, нормальное 3013 т, стандартное 2835 т; длина 122,9 м, ширина 14,19 м, осадка 7,21 м.
Мощность ГТУ 2x26 000 л.с.; скорость полного хода 32 уз., экономическая 20 уз.; дальность плавания 4600 миль.
Вооружение: 1x4 ПУПЛРК (4 ракето-торпеды "Метель"), 2x2 ПУ ЗРК "Оса-М", 2x2 76-мм АУ АК-726, 2x12 РБУ-6000.
2x4 533-мм ТА, мины заграждения.

 Экипаж 180 человек, в том числе 22 офицера.

 

http://navsource.narod.ru/photos/02/194/02194002.jpg

Большой противолодочный корабль проекта 61 "Стерегущий"

1964 – 1995

9 июля 1964 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 26 июля 1964 года заложен на заводе имени А.А. Жданова (Северная верфь) в Ленинграде (заводской № 755),

 спущен на воду 20 февраля 1966 года, вступил в строй 21 декабря 1966 года и 7 января 1967 года включен в состав КТОФ.

 С 17 по 24 марта 1968 года нанес визит в Мадрас, с 3 по 6 апреля 1968 года - в Бомбей (Индия), с 17 по 24 апреля 1968 года - в Могадишо (Сомали), с 11 по 19 мая 1968 года - в Умм-Каср и Басру (Ирак), с 25 мая по 2 июня 1968 года - в Карачи (Пакистан), с 5 по 9 июня 1968 года - в Бендер-Аббас (Иран), в июне 1968 года - в Аден (Южный Йемен) и с 6 по 11 июля 1968 года - в Коломбо (Шри Ланка).
31 декабря 1978 года выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой,
а 30 июня 1993 года разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 11 февраля 1994 года расформирован. 20 сентября 1994 года продан американской фирме для последующей разборке на металл и в 1995 году уведен в Индию.


Водоизмещение: полное 4390, стандартное 3400 т; длина 144 м, ширина 15,8 м, осадка 4,6 м.
Мощностъ ГТУ 4х 18 000 л.с.; скорость хода: максимальная 34, экономическая 18 уз.; дальность плавания экономическим ходом 3500 миль.

Вооружение: 2x2 ПУ ЗРК "Волна", 2x2 76,2-мм АК-726 орудия, 1x5 533-м ТА, 2x12 РБУ-6000 (90 РГБ-60), 2 РБУ-1000 (24 РГБ-10), 1 вертолет Ка-25.

 Экипаж 266 человек, в том числе 22 офицера.

Продолжение:41. 14-1.

 

Домашняя ] 1. 1-я страница ] 2. 1-2. Место встречи ] 3. 2. Корабли ПСК ] 4. 3. Флот и космос ] 5. 3-1. Прототип Бурана ] 6. 3-2. Космический старт ] 7. 3-3. -опыт пригодится ] 8. 3-4. Бригада ПСК ] 9. 4. Концепция присутствия ] 10. 5. Оперативные эскадры ] 11. 5-2. 8-я оперативная ] 12. 6. 8-я - начало ] 13. 7. Флот - инструмент ] 14. 8. Бунт в метрополии ] 15. 9. Миссия ВМФ-71 ] 16.10. СССР в Сомали ] 17. 11. ВМФ на Маврикии ] 18. 12. ВМФ на Сейшелах ] 19. 13. Горячее море ] 20. 13-1. СССР и Эфиопия ] 21. 13-2. ВМФ Эфиопии ] 22. 13-3. ВМФ и Эфиопия ] 23. 13-4. Эфиопия до вторжения ] 24. 13-5. БД на море - 77-78 ] 25. 13-6. Создание ПМТО ] 26. 13-7. Новый ВМФ Эфиопии ] 27. 13-8. ВМФ СССР в 80-х ] 28. 13-9. Минный кризис ] 29. 13-10. Суэцкий канал ] 30. 13-11. Корабли - разминирование ] 31. 13-12. Авария К-175 ] 32. 13-13. История АПЛ ] 33. 13-14. Переворот в Адене ] 34. 13-15. Последний бой ] 35. 13-16. БД на Красном море ] 36. 13-17. БД -  90-91 ] 37. 13-18. Эвакуация ПМТО ] 38. 13-19. Страховой полис ] 39. 13-20. Конец ПМТО ] [ 40. 14. Корабли БС ] 41. 14-1. Случайно ] 42. 15. Разведчик - корабль ] 43. 16. Наследники Казарского ] 44. 17. Персидская эпопея ] 45. 17-1. Персидский залив ] 46. 17-2. Боевые мили ] 47. 17-3. Танкерная война ] 48. 17-4. Вахта в Персидском ] 49. 17-5. Рядом с опасностью ] 50. 17-6. Рецидив ] 51. 17-7. Трагедия над заливом ] 52. 17-8. Уроки войны ] 53. 17-9. В сложной обстановке ] 54. 17-10. Вахты Заряда ] 55. 17-11. В южных широтах ] 56. 17-12. Горячим фарватером ] 57. 17-13. Стойкость. Выдержка. Мастерство ] 58. 17-14. Трудные мили ] 59. 17-15. MOSCOW NEWS ] 60. 18. Золотые корабли ] 61. 19. Визит Хронопуло ] 62. 20. БДК Томский КСМ ] 63. 21. Визиты кораблей ] 64. 22. Ходили мы походами ] 65. 23. Поход в Индию ] 66. 24. Доставка штаба ] 67. 24-2. Десант на Сокотру ] 68. 24-3. Десант-80.avi ] 69. 25. К любимой ] 70. 26. Командование эскадры ] 81. 27-1. НШ эскадры ] 82. 27-2. Заместители КЭ. ] 83. 27-3. Начальники ПО ] 84. 28. Заместители НШ. ] 85. 28-1. Ф ЭМЧ ] 86. 28-2. Ф Бч-1. ] 87. 28-3. Ф Бч-2. ] 88. 28-4. Ф Бч-3. ] 89. 28-5. Ф Бч-4, СБС. ] 90. 28-6. ЗНШ-АВ - ГМО ] 91. 28-7. Ф РТС, Бч-7. ] 92. 28-8. Ф СПС - НСЧ ] 93. 28-9. Ф ПВО. ] 94. 28-10. Ф ПМТО. ] 95. 28-11. Ф Разведки. ] 96. 28-12. Ф РЭБ ] 97. 28-13. Ф ХС. ] 98. 28-14. Ф МС. ] 99. 28-15. Ф ОО. ] 100. 29-1. ПО ] 101. 30. ИстЖурнал эскадры ] 102. 31. Ревием ] 103. 31-1. ВМФ афера ] 104. 31-2. Куда ушел П-Павловск ] 105. 31-3. Под Андреевским ] 106. 32. Литература ] 122. 38-1. фото Балко М.В. ] 126. 38-2. Фото Петеримов Н.Г. ] 128. 38-3. Фото Умнов В.П. ] 130. 38-5. Фото Коваленко В.П. ] 131. 38-6. Фото Лихацкий Ю.В. ] 135. Ошибка с БДК-98 ]

Литературное дополнение к сайту