8-я

оперативная эскадра кораблей

 

(хроника создания  в зоне Индийского океана

8-й  оперативной эскадры кораблей ВМФ)  1967 – 1992 гг.

 

 

 

 

 

ФЛОТ И КОСМОС

 Капитан 1 ранга А. А. КОНКИН

 

В середине 60-х годов советские ученые приступили к новому  этапу изучения космического пространства –  исследованию Луны. В 1965 году был разработан новый космический аппарат «7К-Л1» серии «Зонд», предназначенный для отработки техники полетов к Луне с возвращением на Землю. Для их посадки были выбраны основной и запасные районы, один из которых располагался на акватории Индийского океана.

 

 

нк1 2004

 

Для обеспечения выполнения программы космических исследований Луны в апреле 1967 года в соответствии с приказом ГК ВМФ было сформировано нештатное управление эскадры и определен корабельный состав сил для поиска и подъема космических объектов, приводнившихся в Индийском океане.

 

 

пожарский кр

крейсер «Дмитрий Пожарский»

 

 В состав выделенных сил вошли: от ТОФ – крейсер «Дмитрий Пожарскйй», экспедиционно-океанографические суда «Федор Литке», «Алексей Чириков», от БФ – плавбаза «Виктор Котельников», от ЛенВМБ – экспедиционно-океанографические суда «Василий Головнин», «Андрей Вилькицкий», «Семен Дежнев», от ЧФ – экспедиционно-океанографическое судно «Семен Челюскин».

 

                       http://cruiser.patosin.ru/album/zfoto/zfoto_b26.jpg
                       Плавбаза «Виктор Котельников»
                                 порт Александрия 1973 г.

 

                       http://files.balancer.ru/cache/forums/attaches/ee/f4/300x300/eef4e71224db5a3f061dafebc12eb377.jpg

              Гису «Василий Головнин»

 

Постановлением Совета Министров СССР в состав сил эскадры были выделены от Балтийского морского пароходства 6 лесовозов проекта 596, от Министерства Морского флота – танкер «Ханой». Выделенные суда и корабли в период с марта по май 1967 года прошли переоборудование на судоремонтных заводах страны. В результате выполненных работ плавбаза «Виктор Котельников» и суда проекта 596 были оснащены радиотехнической аппаратурой поиска космических объектов, средствами для их подъема, а также вертолетными площадками и комплексами для базирования вертолетов Ка-­25пн.

1 сентября того же года управление эскадры было подчинено командиру Ленинградской военно-морской базы. Выделенные корабли и суда размещались на своих флотах, а в специальном отношении подчинялись эскадре. Через год постоянным местом базирования эскадры cтaл Севастополь, с подчинением командующему Черноморским флотом.

 В сентябре 1968 года специально созданному соединению была поставлена первая задача по обеспечению запуска и посадки космического корабля «7К-Л1» 9;  которая  в открытой печати именовалась «Зонд-5». К решению этой задачи были привлечены из состава эскадры: ЭОС «Ф. Литке», «В. Головнин», «С. Дежнев», «А. Вилькицкий», а также лесовозы: «Восток-3», «Тоснолес», «Выборглес», танкep «Ханой».

 

 

тамань 1986год

«Тоснолес»- Ямал

 

 

http://files.balancer.ru/cache/forums/attaches/91/c2/300x300/91c2026eb993c0314e1a063d090e7f77.jpg

«Выборглес»- Даурия

 

 

http://www.ski-omer.nichost.ru/images/data/gallery/6_big_1216133112.gif

Танкер «Ханой»

Дополнительно эскадре придавалось судно «Боровичи» под флагом АН СССР, организовывалось взаимодействие с самолетом ТУ-95РЦ Северного флота. Руководство силами было возложено, на командира Черноморской эскадры контр­адмирала Леоненкова В.М. Запуск «Зонда-5» был осуществлен с территории СССР 15 сентября 1968 года. Ввиду отклонения траектории полета государственной комиссией было принято решение о посадке «Зонда-5»  в  районе Индийского океана 21 сентября.

 

 

боровичи 2

Научно-исследовательское судно «Боровичи»

 

В 19 час. 30 минут корабли обнаружили плазменный след космического  аппарата. Обстановка складывалась неблагоприятная, так как, произведенные расчеты показывали, что «Зонд-5» приводняется южнее, на значительном удалении от назначенного района посадки. В связи с этим, поиск и подъем объекта силами эскадры пришлось осуществлять в темное время суток.

Первыми обнаружили работу радиоэлектронных средств космического корабля на ЭОС «В. Головнин»  в  2 часа 40 мин. 22 сентября, но из-за, большой дальности его нахождения, определить направление было невозможно. И только в 04:00 научно-исследовательское судно «Боровичи» запеленговало работу «Зонда-5», подошло к объекту и не имея средств подъема, легло в дрейф, осуществляя наведение сил эскадры.

В 7 часов 41 минуту 22 сентября 1968 года ЭОС «Василий Головнин» в точке Ш=32038/Ю, Д=65033 /В    впервые в мире осуществил подъем космического аппарата с воды и 3 октября доставил автоматическую станцию «Зонд-5» в п. Бомбей для отправки военным самолетом в ССCP.

Так было положено начало практической деятельности флота по поисково-спасательному обеспечению космичес­ких аппаратов. Интересен факт, что на этой станции были первые живые существа Земли, совершившие межпланетный космический полет, - черепахи.

С 1 ноября 1968 года управление Черноморской эскадры начало прием лесовозов в состав Военно-Морского  Флота, которые были оборудованы и переведены в класс экспедиционно-океанографических судов и получили названия: «Апшерон», «Диксон», «Донбасс», «Даурия», «Баскунчак», «Севан», «Тамань», «Ямал». Танкер «Ханой» был переименован в танкер «Ахтуба». Комплектование экипажей возлагалось на Черноморский, Северный, Балтийский и Тихоокеанский флоты. Таким образом, к концу 1968 года было завершено формирование постоянного состава Черноморской эскадры специального назначения.

 

 

http://files.balancer.ru/cache/forums/attaches/12/86/300x300/1286abe5d671f68754b8507a3dce3076.jpg

ЭОС «Донбасс»

 

 

historia1970_2

ЭМ «Возбуждeнный»

 

В сентябре 1970 года черноморской эскадре была поставлена задача - силами КУ «С. Челюскин», ЭОС «Диксон», «Баскунчак», «С. Дежнев», «Донбасс», «Тамань», ЭМ «Возбуждeнный», БДК-13, ТН «Гродно» во взаимодействии с ТУ-95РЦ авиации Северного флота обнаружить и поднять в Индийском океане космический корабль «7К-11» №14 «Зонд­-8», в кратчайший  срок, но не позднее чем через 6 часов после приводнения доставить в п. Бомбей.

Задолго до начала,  20 октября 1970 года в 12 часов корабли заняли исходные точки. В 15 часов 35 минут 27 октября с ЦКП ВМФ было получено приказание о смещении сил к северу вдоль посадочной трассы в новые точки поиска. Выполняя приказание, суда на переходе начали поиск и в период с 16 часов 31 мин. до 16 часов 41 мин. визуальные посты поиска судов обнаружили плазменный след баллистического спуска космической станции. В 16 часов 55 минут «Зонд-8» приводнился. Все корабли прослушивали и пеленговали радиосигналы.

В 17 часов 02 минуты оператор радиолокационной станции ЭОС «Тамань» обнаружил «Зонд-8» на воде, и  через час с небольшим, он был поднят на борт. Вся операция по поиску и подъему космического объекта заняла 1 час 26 минут. Руководил операцией командир Черноморской эскадры контр-адмирал Трофимов А. А.

 

 

поиск и подъем космонавтов

 

Этап полетов «Зондов» завершился, однако корабли эс­кадры продолжали успешно выполнять другие задачи в Индийском океане, проводили тренировки космонавтов и испытания новой космической и спасательной техники в Черном море.

В 1974 году штаб эскадры был переведен в подчинение Тихоокеанскому флоту в г. Владивосток, а из судов эскадры была сформирована Черноморская бригада кораблей поисково-спасательного обеспечения полетов космических объектов.

Одной из задач этой бригады было обеспечение безопасности полетов пилотируемых космических кораблей типа «Союз» , с  возможной их посадкой в северо-западной части Черного моря, а также проведение морской части испытаний новой космической техники и морской подготовки экипажей космических кораблей. Только в период с 1972 по 1981 год силами черноморцев была обеспечена подготовка более 30 экипажей космонавтов.

 

             

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/fc/Alexei_Leonov_UR.jpg/180px-Alexei_Leonov_UR.jpghttp://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/0/0c/Volynov1.jpg/220px-Volynov1.jpghttp://www.astronaut.ru/as_rusia/vvs/foto/popovich_s.jpg

Леонов А. А.                    Волынов Б.В.          П. Р.Попович

http://novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/239/87.jpghttp://www.warheroes.ru/hero/images/2hero/beregovoy_gt.jpghttp://shorsheli.narod.ru/indexsh2.jpg

              Береговой Г. Т                  А. Г. Николаев           Рукавишников Н. Н


            
http://www.astronaut.ru/as_rusia/vvs/foto/filipshenko_s.jpg                       http://www.peoples.ru/military/cosmos/gorbatko/gorbatko_vik_s.jpg

А.В. Филипченко                                     Горбатко В. В.

Руководили тренировками летчики- космонавты СССР Николаев А. Г., Леонов А. А., Волынов Б. В., Рукавишников Н. Н., Горбатко В. В., Филипченко А В., Попович Л. Р., Береговой Г. Т.

Экипажи кораблей бригады всегда получали высокие оценки и благодарности за обеспечение от исследователей космоса. К началу 80-х годов советская космонавтика вплотную подошла к созданию космического корабля многоразового использования. Необходимы были космические испытания с целью определения температурного режима управляемого спуска и качества теплозащиты. Созданный макет ввиду малых размеров не имел шасси,  и для уменьшения динамического воздействия на теплозащитную плитку при приземлении после парашютного спуска было решено спускать его на воду. Район посадки был выбран в южной части Индийского океана, западнее Кокосовых островов.

 

 

чумикан

КИК «Чумикан»

 

 

http://files.balancer.ru/cache/forums/attaches/46/29/300x300/4629093e6d6f3149d041de125014f91b.jpg

НИС «космонавт Павел Беляев»

 

 

chapai_405

БПК «Василий Чапаев»

 

Для проведения поисковой операции были выделены от Черноморского флота – ПСК «Ямал», «Апшерон», «Донбасс», от Тихоокеанского флота – БПК «Василий Чапаев» с вертолетом Ка-25пн на борту; корабль измерительного комплекса «Чумикан» и от АН СССР научно-исследовательское судно «Космонавт Беляев».

Выполнение работ по техническому обслуживанию осуществляла группа технического обслуживания от конструкторского бюро и представителей промышленности.

Руководство поисковыми действиями было возложено на командира Черноморской бригады капитана 1 ранга Гомана Ю. В.

Непосредственная подготовка кораблей производилась в море.

Первый запуск макета МКК «Буран» был осуществлен в мае 1982 года. Космический корабль «Бор-4» №401, совершив виток вокруг Земли, начал управляемый спуск.

 

 

bor4c-19

 

НИС «Космонавт Беляев» и КИК «Чумикан» в назначенное время получили телеметрическую информацию. Посты пеленгования в назначенное время обнаружили радиосигналы космического объекта, приводнившегося восточнее назначенного эллипса района посадки. Действия кораблей и судoв затрудняла свежая погода, размах качки был более 25 градусов, волнение моря соответствовало 4 баллам. Использовать плавсредства для буксировки МКК было рисковано. В воздух по приказанию командира сил поиска были подняты вертолеты с превышением допуска по бортовой и килевой качке кораблей. Маневр захвата космического аппарата производился несколько раз, так как, нельзя было повредить теплозащитную плитку.

 

Несмотря нa такие условия, экипаж ПСК «Ямал» с поставленной задачей справился успешно, и после   технического обслуживания КК «Бор-4» корабль начал движение в Севастополь.     

Второй запуск произведен 16 марта 1983 года. КК «Бор-4» приводнился в точке Ш = 17005/Ю, Д = 97005/В. В поисковых действиях участвовали КИК «Чумикан», НИС «Космонавт Беляев», ПСК «Ямал», «Апшерон», «Донбасс» с вертолетами Ка-25пн на борту. Руководил поисковыми действиями капитан 1 ранга Гоман Ю. В.

 

 

проверка аппарата гомоном

Проверка спускаемого аппарата капи­таном  1 ранга Гоман Ю. В.

 

Поиск космического аппарата прошел успешно, и уже через 30 минут над объектом дежурил вертолет. А подъем на борт пск «Ямал» космического аппарата был произведен с помощью подъемно-буксирного тро­са, методом, разработанным группой офицеров бригады: заместителем командира бригады капитаном 1 ранга Детёнышевым Б. В., заместителем командира бригады по ЭМЧ капитаном 2 ранга Кунициным B. А., флагманским специалистом АСС капитаном 3 ранга Солодухиным В. А., и командиром пск «Ямал» капитаном 2 ранга Чупаковым В. П.. Разработанный метод полностью исключал повреждение теплозащитных плиток макета МКК «Буран».

Несмотря на штормовую погоду, был спущен спасательный катер с группой водолазов и химиком. Были произведены замеры  уровня радиации и заводка буксирного троса, который представлял собой стальной трос, сплетенный с капроновым, общей длиной около 300 м. По команде с корабля,  катер начал движение на ветер, а корабль в cтopону катера и аппарата в намеченную точку встречи. Буксировался «Бор-4» плохо, в назначенный момент катер подошел к кораблю за счет вытравливания подъемно-буксирного троса по корме. С помощью бросательного конца,  подъемно-буксировочный трос передавался на борт корабля, где группой подъема заводил­ся через стрелу и блоки на барабан подъема гака-крана. После передачи подъемно-буксировочного троса, катер удерживал макет от навала посредством заводки второго буксировочного конца.

Время всех работ по подъему не превышало 60 минут. Данный способ обеспечивал полную безопасность теплоза­щитного покрытия и не превышал допустимые нормы использования защитных средств, в условиях тропического климата, для защиты личного состава от компонентов ракетного топлива.

 

 

ленинград

ПКР «Ленинград»

Третий запуск макета МКК «Буран», «Бор-4» № 405 был произведен 27 декабря 1983 года с планируемой посадкой в районе северо-западной части Черного моря. В поисковых действиях участвовали: ПСК «Ямал», «Севан», «Донбасс» и ПКР «Ленинград», подъем космического аппарата на борт осуществил по традиции ПСК «Ямал» и так же успешно.

Четвертый запуск макета МКК «Буран» состоялся осенью 1984 года. Однако аппарат был уничтожен в воздухе, поисково-спасательные корабли «Донбасс», «Севан», «Тамань», «Апшерон» в течение недели «пахали» акваторию paйoнa вероятного приводнения, но так и не нашли даже кусочка пенопластовой обшивки макета.

Родина по достоинству оценила деятельность офицеров и мичманов соединения. Свыше 120 человек были награждены орденами и медалями. Среди них: Богданов И. Н., Храмцов В. И.,  Яровой П. М.,  Решетов С. Н., Резцов В. В., Бурыкин А. А., Детёнышев Б.. В., Владимиров А. А., Закурдаев Г.A., Самусенко Е. М., Куницын В. А., Гоман Ю. В., Буторов В. С, Потапов А. А., Малинка И. И., Потапов Ю. В., Каплунов А. Н., Червяков В.Н., Доценко С Г., Чернохлебов Г. Е., Мурзенков Ю. Г., Стручков В. А., Коробейник В. А., Евланов Л. Т., Шапошников Ю. В., Пче­лин В. И., Хорунжий Н. М., Влад А. Ю., Пилипчук А. Е., Василенко Ю, Б., Суханов Г. Л., Гражевич Л. И., Кулещов И. В., Ковалюк А. К, Ананьев А. Н., Кочан А. А., Фесенко Н. Д., Егоров В. Г., Малахов Ю. Д., Пилипенко П. Н., Качура Н. Д., Толстиков П. С., Галкин В. П., Догонов Н. И., Фоя В. М., Зирка В. Ф., Солодухин В. А.

 

 

Домашняя ] 1. 1-я страница ] 2. 1-2. Место встречи ] 3. 2. Корабли ПСК ] [ 4. 3. Флот и космос ] 5. 3-1. Прототип Бурана ] 6. 3-2. Космический старт ] 7. 3-3. -опыт пригодится ] 8. 3-4. Бригада ПСК ] 9. 4. Концепция присутствия ] 10. 5. Оперативные эскадры ] 11. 5-2. 8-я оперативная ] 12. 6. 8-я - начало ] 13. 7. Флот - инструмент ] 14. 8. Бунт в метрополии ] 15. 9. Миссия ВМФ-71 ] 16.10. СССР в Сомали ] 17. 11. ВМФ на Маврикии ] 18. 12. ВМФ на Сейшелах ] 19. 13. Горячее море ] 20. 13-1. СССР и Эфиопия ] 21. 13-2. ВМФ Эфиопии ] 22. 13-3. ВМФ и Эфиопия ] 23. 13-4. Эфиопия до вторжения ] 24. 13-5. БД на море - 77-78 ] 25. 13-6. Создание ПМТО ] 26. 13-7. Новый ВМФ Эфиопии ] 27. 13-8. ВМФ СССР в 80-х ] 28. 13-9. Минный кризис ] 29. 13-10. Суэцкий канал ] 30. 13-11. Корабли - разминирование ] 31. 13-12. Авария К-175 ] 32. 13-13. История АПЛ ] 33. 13-14. Переворот в Адене ] 34. 13-15. Последний бой ] 35. 13-16. БД на Красном море ] 36. 13-17. БД -  90-91 ] 37. 13-18. Эвакуация ПМТО ] 38. 13-19. Страховой полис ] 39. 13-20. Конец ПМТО ] 40. 14. Корабли БС ] 41. 14-1. Случайно ] 42. 15. Разведчик - корабль ] 43. 16. Наследники Казарского ] 44. 17. Персидская эпопея ] 45. 17-1. Персидский залив ] 46. 17-2. Боевые мили ] 47. 17-3. Танкерная война ] 48. 17-4. Вахта в Персидском ] 49. 17-5. Рядом с опасностью ] 50. 17-6. Рецидив ] 51. 17-7. Трагедия над заливом ] 52. 17-8. Уроки войны ] 53. 17-9. В сложной обстановке ] 54. 17-10. Вахты Заряда ] 55. 17-11. В южных широтах ] 56. 17-12. Горячим фарватером ] 57. 17-13. Стойкость. Выдержка. Мастерство ] 58. 17-14. Трудные мили ] 59. 17-15. MOSCOW NEWS ] 60. 18. Золотые корабли ] 61. 19. Визит Хронопуло ] 62. 20. БДК Томский КСМ ] 63. 21. Визиты кораблей ] 64. 22. Ходили мы походами ] 65. 23. Поход в Индию ] 66. 24. Доставка штаба ] 67. 24-2. Десант на Сокотру ] 68. 24-3. Десант-80.avi ] 69. 25. К любимой ] 70. 26. Командование эскадры ] 81. 27-1. НШ эскадры ] 82. 27-2. Заместители КЭ. ] 83. 27-3. Начальники ПО ] 84. 28. Заместители НШ. ] 85. 28-1. Ф ЭМЧ ] 86. 28-2. Ф Бч-1. ] 87. 28-3. Ф Бч-2. ] 88. 28-4. Ф Бч-3. ] 89. 28-5. Ф Бч-4, СБС. ] 90. 28-6. ЗНШ-АВ - ГМО ] 91. 28-7. Ф РТС, Бч-7. ] 92. 28-8. Ф СПС - НСЧ ] 93. 28-9. Ф ПВО. ] 94. 28-10. Ф ПМТО. ] 95. 28-11. Ф Разведки. ] 96. 28-12. Ф РЭБ ] 97. 28-13. Ф ХС. ] 98. 28-14. Ф МС. ] 99. 28-15. Ф ОО. ] 100. 29-1. ПО ] 101. 30. ИстЖурнал эскадры ] 102. 31. Ревием ] 103. 31-1. ВМФ афера ] 104. 31-2. Куда ушел П-Павловск ] 105. 31-3. Под Андреевским ] 106. 32. Литература ] 122. 38-1. фото Балко М.В. ] 126. 38-2. Фото Петеримов Н.Г. ] 128. 38-3. Фото Умнов В.П. ] 130. 38-5. Фото Коваленко В.П. ] 131. 38-6. Фото Лихацкий Ю.В. ] 135. Ошибка с БДК-98 ]

Литературное дополнение к сайту