8-я

оперативная эскадра кораблей

 

(хроника создания  в зоне Индийского океана

8-й  оперативной эскадры кораблей ВМФ)  1967 – 1992 гг.

 

 

 

 

 

Эвакуация  ПМТО.

 

В феврале 1991 г. эфиопские войска потерпели полное поражение в Эритрее. Советские военнослужащие на островах Дахлак были поставлены перед необходимостью самим защищать свои объекты, находящиеся на чужой территории. В связи с этим советское правительство приняло решение: построенные нами объекты – мастерские, склады, док – передать по остаточной стоимости Эфиопии, подписав соответствующий договор.

 капитанец

Первый заместитель Главнокомандующего ВМФ СССР

Адмирал флота И.М.Капитанец.

 С этой миссией в феврале 1991 г. в Аддис-Абебу вылетела группа офицеров во главе с первым заместителем Главнокомандующего ВМФ СССР Адмиралом флота И.М.Капитанцем. После ознакомления с обстановкой, заслушивания доклада флотских представителей, прибывших с островов Дахлак, было выработано одно предложение: в течение трёх суток совместно с эфиопской стороной подготовить договор о передаче ей объектов на островах Дахлак и продлении соглашения о заходах советских кораблей в порты на Красном море (Массауа). В период этого пятидневного пребывания в Эфиопии на севере обострилась обстановка, сепаратисты развернули поход на Аддис-Абебу. Правительственные войска отступали, неся потери. По этому поводу глава Эфиопии Менгисту Хайле Мариам пригласил главу делегации для передачи послания М.Горбачеву с просьбой о немедленной военной помощи. В последний день пребывания договор о передаче объектов и имущества на островах Дахлак был подписан, и делегация вернулась в Москву. По возвращению через МО СССР И.М.Капитанец сделал доклад М.Горбачеву о результатах поездки и о просьбах руководства Эфиопии.

После подписания договора была разрешена эвакуация ПМТО. Тем более, что накануне разведка эфиопской правительственной армии проинформировала командование ПМТО о том, что командование сепаратистов приняло решение о высадке десанта на Дахлак с целью захвата складов боеприпасов и имущества, находившегося там. Для этой цели они провели несколько тренировочных учений на одном из островов в Красном море.

 пм 156 на дахлаке

плавмастерская «ПМ-156»

 В это время после ремонта в Польше из Лиепаи на Тихоокеанский флот возвращалась плавмастерская «ПМ-156» (командир капитан 3 ранга Трифимов Сергей Вадимович, начальник мастерской Смирнов Борис Сергеевич, старший на переходе ‑ капитан 2 ранга Соляник А.С., командир ПБ "Камчатский Комсомолец"). На рейде Дахлака она заправилась водой от танкера «Шексна» и двинулась домой на Камчатку, пожелав собратьям с «ПМ-129» всего хорошего.

 http://pm-156.narod.ru/87-88/3.jpg

Экипаж «ПМ - 156» на Дахлаке

 Но через 1-2 часа после начала движения плавмастерскую развернули и вернули обратно.

 http://pm-156.narod.ru/PM-129/9.jpg

 Затем на борт взяли штурмана «ПМ-129» Владимира Ивакина, других офицеров и под охраной и дымовой завесой МПК пошли на о.Нокра. Экипаж «ПМ-156» неожиданно для себя оказался на переднем крае "неизвестной" войны.

 http://pm-156.narod.ru/87-88/8.jpg

 Главный инженер «ПМ-156» Горчаков Александр Владимирович вспоминает: «В проливе к б. Мус-Нефит нас обстреляли, мы шли последними за "Шексной", долбили, похоже, по ней! Все снаряды перелетали и взрывались на другом берегу. Было страшно! На мостике и открытых БПБП оставили только офицеров, я дежурил на юте и никого не пускал на палубу. Отшвартовались к пирсу ПМ-129, дня 2 "братались", а потом началась погрузка в трюмы и на верхнюю палубу, венец всему‑  два ЗИЛ-130 наверх и на рейд в б.Мус-Нефит до темноты». Из интервью командира отряда ПДСС Леонида Губко газете «Факты»: «…. наши корабли решено было снимать. Не добровольно, конечно, а после ультиматума двух объединившихся к тому времени группировок: если до 18 часов не сниметесь, мы расстреляем вас прямой наводкой... Техники мы тогда бросили на миллионы! Оставили всё, кроме оружия и плавсредств. Выход нам все же перекрыли, и мы застряли там на три дня, в течение которых остров превратился в месиво. Потом всё же вышли через бухту Мус-Нефит».

 пм 129 на дахлаке

ПМ - 129

 6 февраля 1991 г. в 7 часов утра пришёл приказ о начале эвакуации. В нём предписывалось уйти с Нокры в Аден под видом учений по экстренной эвакуации. В срочном порядке на все имевшиеся в распоряжении суда и корабли, в том числе плавмастерскую «ПМ-129», десантный корабль «БДК-101», морской тральщик «Дизелист», началась погрузка имущества и личного состава.

 мт дизелист

морской тральщик «Дизелист»

 В суматохе вдруг вспомнили, что по просьбе побывавшего вчера на Нокре губернатора Дахлака на другой остров отправлен специалист, чтобы помочь в сооружении укрытия от бомбёжек для гражданского населения, пришлось предпринять экстренные меры для его возвращения. Эвакуация длилась 4,5 часа. Специалиста привезли буквально перед самым отходом. Последними с острова уходили охранявшие базу от подводных  диверсантов бойцы Черноморского отряда ПДСС – 6 человек, в том числе командир отряда капитан 2 ранга Леонид Губко, старшина 1 статьи Руслан Евтушенко и Александр Пархоменко.

 катер на подв крыльях пр 206м

катер на подводных крыльях проекта 206М «Т-72»

 А из кораблей уходил последним катер на подводных крыльях проекта 206М «Т-72» (бортовой 353) Балтийского флота, которым командовал Андрей Прокопчик, на переходе он прикрывал конвой кораблей до самого Адена. В 11.30 все корабли и суда, загруженные под завязку людьми и имуществом, вышли на внешний рейд и пошли в Аден.

 бдк 101

БДК 101

 В интервью Леонида Губко газете «Факты» он говорил, что из-за шторма затонул малый десантный корабль и новенький малый буксир, не рассчитанные на такую волну. Едва успели забрать экипаж. Реально единственной потерей был плашкоут.

 64

 Плашкоут на буксире  уже начинает тонуть

                             68

                            62

Ещё на плаву

      63

И вот печальный конец

 Плашкоуту не повезло - практически на рейде Адена он набрался воды из-за волнения (не шторма) и начал тонуть. Сначала мы тащили его под бортом, но его сильно било и его взяли на буксир. Когда надежды не осталось пом. к-ра Рудин А.Г. в моём присутствии перерубил буксир топором! Засекли координаты, записали в журнал, включили по "верху" гимн СССР и проводили частицу страны и ВМФ! Экипаж этой единицы был с нами, расстроились все!

  Слово участнику тех событий, главному инженеру «ПМ-156» Горчакову Александру Владимировичу: «Уже после выхода через пролив нам прицепили к борту то ли плашкоут, то ли МДК. Это как назвать – скорее первое, но в него погрузили совершенно новую пожарную машину на базе ЗИЛ-130, полную пенообразователя! Наш мех бился в истерике, очень хотел все слить нам, но не дали и как оказалось позже - напрасно.

 156

«ПМ-156»

 129 пм 2

«ПМ-129»

 А ПМ-129 буксировала действительно малый буксир! Ну а потом путь домой (валютным ходом), разгрузка во Владивостоке и домой!».

 чапаев

БПК «Василий Чапаев»

 В Адене (НДРЙ) группу ППДС срочно пересадили на тихоокеанский БПК «Василий Чапаев» и отправили... в Персидский залив. Многие моряки-участники этих событий были награждены. Офицеры МТЩ «Дизелист» ЧФ были награждены государственными наградами: командир корабля капитан 3 ранга В.Е. Каманин - орденом Красной Звезды, заместитель командира по политической части старший лейтенант А.А.Оборкин, помощник командира старший лейтенант Д.Г. Шайхутдинов и командир БЧ-5 капитан-лейтенант В.А. Какора - орденами "За службу Родине в ВС СССР" III степени, старшие лейтенанты С.Н. Ризатдинов и А.В. Сазонов, мичманы В.М. Кукушкин, Н.П. Козачук, В.Н. Варада, А.А. Оленин, В.Э. Рыбалкин, И.А.Белокопытов, A.M. Кукодинец, .А. Клепиков - медалями "За боевые заслуги".

 мтщ дизелист

МТЩ «Дизелист»

 По некоторым данным, с 1975 по 1991 гг. в Эфиопии побывало (по линии МО СССР) 11143 советских граждан, в том числе 79 генералов, 5997 офицеров, 1028 прапорщиков, 3374 сержанта и солдата и 665 рабочих и служащих СА и ВМФ.  Точное число погибших в Эфиопии в 1977-1991 гг. советских военных специалистов и солдат до сих не опубликовано, по последним данным за весь период пребывания погибли (умерли) 79 человек, ранены – 9, пропали без вести – 5 и пленены 3 человека. Входят ли сюда моряки, погибшие вбоях с сепаратистами на море и на ПМТО ‑ неизвестно.

Последующие события показали, что эвакуировались мы вовремя. В начале 1991 г. мятежники начали заключительное наступление против правительственных сил, идя на юг по побережью Красного моря, и к началу апреля они подошли к воротам порта Асэб. В то же самое время они заключили союз с другими группами мятежников (EPRDF) и, направив по крайней мере восемь своих бригад в EPRDF, помогли им  в военных операциях в провинции Гондэр и Gojam. К концу апреля EPLF контролировал почти всю Эритрею за исключением городов Кэрэн, Асмэра и Асэб. Накануне краха правившего в Эфиопии режима, весной 1991 г. отмечены успешные пуски повстанцами ПЗРК «Стрела», вычеркнувших из списка ВВС Эфиопии ещё 2 МиГ-23: один - 30 марта, другой - 14 мая. 15 мая 1991 г. заключительные крупные победы были достигнуты EPRDF на Dese и Kmbolcha, где была захвачена штаб-квартира  3-ей эфиопской армии. 19 мая  эритрейские повстанцы нанесли очередное поражение эфиопским подразделениям в сражении при Дэкэмхаре, в 40 км к югу от Асмэры. Несколько дней спустя, 21 мая, Менгисту Хайле Мариама оставил Аддис-Абебу и сбежал в Зимбабве, оставив временное правительство. 22 мая, по сообщению радиостанции партизан, 27 офицеров ВМС Эфиопии запросили политического убежища в Йемене. Вторая Революционная Армия с 120000 солдатами сдалась в Асмэре 24 мая, в тот же день сдался гарнизон Керен. Гарнизон в порту Асэб сдался после ультиматума на следующий день - 25 мая. 3 РКА типа «Оса» были потоплены. НФОЭ фактически взял под свой контроль всю территорию Эритреи. Остатки флота Эфиопии частично ушли в Саудовскую Аравию и в йеменский порт Мука, где около 4 тысяч военных, находящихся на кораблях, попросили убежища у властей этой страны. В Йемен из порта Асэб ушли 24 корабля. Йеменские власти сообщали, что среди них два фрегата, поставленных из СССР. В числе ушедших в Йемен было учебное судно «Эфиопия», СКР «F-1617», МТЩ пр. 266М, БТЩ пр.1265, 2 АК пр.1400МЭ «Р-206», «Р-207», два патрульных катера типа Swiftships 105 - «Р-203», «Р-204».

Утром 28 мая 1991 г. войска EPRDF, наконец, вошли в Аддис-Абебу. В июле 1991 г. EPRDF и несколько других оппозиционных групп установили переходное правительство Эфиопии. Таким образом, закончилась шестнадцатилетняя гражданская война: Эритрея отделилась от Эфиопии в 1992 г. и была признана как независимая страна год спустя.

 

 После того, как война закончилась, база на архипелаге Дахлак была закрыта и расформирована. Но прежде чем отступить, эфиопские солдаты разрушили всю аппаратуру как военного, так и гражданского назначения, разбили и потопили патрульные лодки, корабли и плавающий док – всё, что могло быть использовано эритрейцами. Ныне два крана бывшего плавающего дока поднимаются над уровнем моря в северном проливе между островом Нокра и Дахлак Кебир, в то время как остальная часть дока и затонувшие корабли – место обитания рифовых рыб, кораллов и голубых и черных  пятнистых скатов.

Русские оставили здесь действующую офицерскую баню на 20 человек, которая является удивительным явлением в одном из самых жарких регионов на Земле, где температура бывает выше + 50 о С !!

Позднее корабли, которые перешли в Саудовскую Аравию, были переданы флоту Эритреи. А те, которые укрылись в Йемене, в 1993 г. перешли в Джибути - 16 судов были поставлены там на якорь. Постепенно часть судов, стоящих в Джибути была распродана в счет оплаты портовых расходов, в том числе в 1995 г. – СКР «F-1617», МТЩ пр. 266М, БТЩ пр.1265, 2 АК пр.1400МЭ «Р-206», «Р-207», два патрульных катера типа Swiftships 105 - «Р-203», «Р-204». В 1996г. Эфиопия помогла Эритрее во время обострения её отношений с Йеменом, сдав в аренду четыре вертолёта (назад они не вернулись) и позволила Эритрее купить некоторые из остающихся эфиопских военно-морских судов. В 1997 г. ввиду окончательной потери выхода к морю остатки флота Эфиопии было решено продать, на тот момент он насчитывал около 200 человек, один ракетный и два патрульных катера, два тральщика, один десантный корабль и одно вспомогательное судно

 

Домашняя ] 1. 1-я страница ] 2. 1-2. Место встречи ] 3. 2. Корабли ПСК ] 4. 3. Флот и космос ] 5. 3-1. Прототип Бурана ] 6. 3-2. Космический старт ] 7. 3-3. -опыт пригодится ] 8. 3-4. Бригада ПСК ] 9. 4. Концепция присутствия ] 10. 5. Оперативные эскадры ] 11. 5-2. 8-я оперативная ] 12. 6. 8-я - начало ] 13. 7. Флот - инструмент ] 14. 8. Бунт в метрополии ] 15. 9. Миссия ВМФ-71 ] 16.10. СССР в Сомали ] 17. 11. ВМФ на Маврикии ] 18. 12. ВМФ на Сейшелах ] 19. 13. Горячее море ] 20. 13-1. СССР и Эфиопия ] 21. 13-2. ВМФ Эфиопии ] 22. 13-3. ВМФ и Эфиопия ] 23. 13-4. Эфиопия до вторжения ] 24. 13-5. БД на море - 77-78 ] 25. 13-6. Создание ПМТО ] 26. 13-7. Новый ВМФ Эфиопии ] 27. 13-8. ВМФ СССР в 80-х ] 28. 13-9. Минный кризис ] 29. 13-10. Суэцкий канал ] 30. 13-11. Корабли - разминирование ] 31. 13-12. Авария К-175 ] 32. 13-13. История АПЛ ] 33. 13-14. Переворот в Адене ] 34. 13-15. Последний бой ] 35. 13-16. БД на Красном море ] 36. 13-17. БД -  90-91 ] [ 37. 13-18. Эвакуация ПМТО ] 38. 13-19. Страховой полис ] 39. 13-20. Конец ПМТО ] 40. 14. Корабли БС ] 41. 14-1. Случайно ] 42. 15. Разведчик - корабль ] 43. 16. Наследники Казарского ] 44. 17. Персидская эпопея ] 45. 17-1. Персидский залив ] 46. 17-2. Боевые мили ] 47. 17-3. Танкерная война ] 48. 17-4. Вахта в Персидском ] 49. 17-5. Рядом с опасностью ] 50. 17-6. Рецидив ] 51. 17-7. Трагедия над заливом ] 52. 17-8. Уроки войны ] 53. 17-9. В сложной обстановке ] 54. 17-10. Вахты Заряда ] 55. 17-11. В южных широтах ] 56. 17-12. Горячим фарватером ] 57. 17-13. Стойкость. Выдержка. Мастерство ] 58. 17-14. Трудные мили ] 59. 17-15. MOSCOW NEWS ] 60. 18. Золотые корабли ] 61. 19. Визит Хронопуло ] 62. 20. БДК Томский КСМ ] 63. 21. Визиты кораблей ] 64. 22. Ходили мы походами ] 65. 23. Поход в Индию ] 66. 24. Доставка штаба ] 67. 24-2. Десант на Сокотру ] 68. 24-3. Десант-80.avi ] 69. 25. К любимой ] 70. 26. Командование эскадры ] 81. 27-1. НШ эскадры ] 82. 27-2. Заместители КЭ. ] 83. 27-3. Начальники ПО ] 84. 28. Заместители НШ. ] 85. 28-1. Ф ЭМЧ ] 86. 28-2. Ф Бч-1. ] 87. 28-3. Ф Бч-2. ] 88. 28-4. Ф Бч-3. ] 89. 28-5. Ф Бч-4, СБС. ] 90. 28-6. ЗНШ-АВ - ГМО ] 91. 28-7. Ф РТС, Бч-7. ] 92. 28-8. Ф СПС - НСЧ ] 93. 28-9. Ф ПВО. ] 94. 28-10. Ф ПМТО. ] 95. 28-11. Ф Разведки. ] 96. 28-12. Ф РЭБ ] 97. 28-13. Ф ХС. ] 98. 28-14. Ф МС. ] 99. 28-15. Ф ОО. ] 100. 29-1. ПО ] 101. 30. ИстЖурнал эскадры ] 102. 31. Ревием ] 103. 31-1. ВМФ афера ] 104. 31-2. Куда ушел П-Павловск ] 105. 31-3. Под Андреевским ] 106. 32. Литература ] 122. 38-1. фото Балко М.В. ] 126. 38-2. Фото Петеримов Н.Г. ] 128. 38-3. Фото Умнов В.П. ] 130. 38-5. Фото Коваленко В.П. ] 131. 38-6. Фото Лихацкий Ю.В. ] 135. Ошибка с БДК-98 ]

Литературное дополнение к сайту