8-я

оперативная эскадра кораблей

 

(хроника создания  в зоне Индийского океана

8-й  оперативной эскадры кораблей ВМФ)  1967 – 1992 гг.

 

 

 

 

 

36. 13-17а. Окончание. 

 

0005_pr-205_05_big

Артиллерийский  катер «АК-312»

 Ещё одна справка о боевой службе в этом же районе другого корабля-артиллерийского катера «АК-312» (в ряде ранних публикаций он ошибочно называется «АК–213») проекта 205П из состава 165 ДПЛК 141 БР КОВР Керченско-Феодосийской ВМБ. Справка гласит: «...За период с ноября 1989 по май 1990 года выполняя задачу по защите судоходства в проливе Массауа-Южный (Красное море). Выполнил 47 выходов на боевое патрулирование, осуществил проводку 33 конвоев (60 судов), 12 раз подвергался обстрелам с боевых катеров эритрейских сепаратистов из корабельных орудий, гранатометов и стрелкового оружия. 27 мая выдержал два нападения в общей сложности семи катеров сепаратистов. В боях уничтожил три катера, остальных обратил в бегство». Но это всего лишь скупые строки официального боевого донесения. Однако бои «АК-312» заслуживают подробного рассказа, как иллюстрация и пример доблести, мужества и военно-морского мастерства молодого поколения военных моряков нашего флота, выросших в суровых буднях боевой многомесячной службы в отдалённых от родных баз океанских и морских просторах. Вот, например, подробные обстоятельства двух боевых столкновений катера  «АК-312»  с противником.

Дело происходило следующим образом. Артиллерийскому катеру  «АК-312» , которым командовал капитан-лейтенант Н.Белый, была поставлена "пассажирская" задача: доставить из пункта базирования наших кораблей на острове Дахлак, что в Красном море, группу уволенных в запас матросов (70 чел.) на госпитальное судно «Енисей», следующий через Красное море на Родину. Маршрут перехода до точки встречи составлял около 100 миль (180 км). На переходе катер был неожиданно атакован четырьмя боевыми катерами эритрейских сепаратистов, которые окружили корабль и потребовали от командира сдаться. Учитывая, что катер, как говорится, "под завязку" был заполнен пассажирами, командир, чтобы не допустить жертв среди них, в бой с превосходящим противником решил не ввязываться. Искусно маневрируя переменными галсами на высоких скоростях хода, используя ночную обстановку и сильное волнение моря (трудно эффективно использовать артиллерию), капитан-лейтенант Н.Белый, уклоняясь от беспорядочного артиллерийского и пулеметного огня противника, прорвал окружение. Сепаратисты бросились в погоню за ускользающей, как им казалось, лёгкой добычей. Препятствуя преследователям, наши моряки пошли на хитрость. Желая отпугнуть противника, применили глубинные бомбы, которые сбрасывали с кормовых бомбосбрасывателей впереди по курсу преследователей с установкой различного времени замедления (глубины) подрыва бомбы. Нашим морякам сопутствовала удача - головной катер преследователей попал под взрыв бомбы и был разнесён в клочья. Экипажи трёх оставшихся катеров сепаратистов, потрясенные гибелью флагмана, от погони отказались.

 704-016

Госпитальное судно «Енисей»

 После высадки уволенных матросов на транспорт «АК-312» при возвращении на остров Дахлак был снова перехвачен тремя уцелевшими катерами опомнившихся сепаратистов. Теперь уже командир и экипаж катера смело вступили в бой. В итоге артиллеристы в ожесточенном бою с превосходящим по силе противником уничтожили два катера "пиратов". Последний, уцелевший, в страхе бежал, не подобрав оказавшихся в море матросов с уничтоженных катеров. За этот бой командир и отличившийся личный состав нашего катера были награждены орденами и медалями, а командиру Главнокомандующий ВМФ, кроме того, досрочно присвоил очередное воинское звание "капитан 3 ранга".

Находившиеся на берегу морские пехотинцы тоже активно участвовали в боях с судами сепаратистов. На большой дальности по бурунному следу их засекали радиометристы «БДК-50» под командованием капитана 2 ранга А. Горбачева.

Офицеры морской пехоты данные моряков переводили в «сухопутные параметры» и передавали их на позиции зарытого в землю танкового взвода. Танкисты открывали заградительный огонь, мешая нападающим занять выгодную позицию для залпа по острову. Но бывало, что они прорывались. Старший лейтенант И.Ломакин вспоминал, как ещё в самом начале боевых действий он остался ночевать на одной из огневых точек, основу которой составлял укрытый в камнях БТР. Рядом располагались и солдаты правительственных эфиопских войск. Они разожгли костер. На его свет подкрались вплотную к берегу две джонки и в упор дали залп по БТР. Хорошо, что морские пехотинцы не пожалели труда, укрывая технику, а сепаратисты не очень точно стреляли. Камни разбросало, наши все остались живы, а раненых эфиопов Семыкин сразу же отправил в медпункт ПМТО. За здоровьем советских людей на базе следили, хирурги подполковник медицинской службы Я.Демеев, майор медицинской службы А.Жидков, терапевт А.Сушко и стоматолог А.Чернов. Практически за год активных боевых действий эти четыре врача провели более ста сложных операций на месте и почти столько же раз выезжали для оказания помощи на другие острова архипелага.

           Летом 1990 г. на Дахлаке побывал заместитель начальника тыла ВМФ вице-адмирал Игорь Махонин. Именно тогда в руководстве флота окончательно поверили, что доклады о ведении полноценных боевых действий на Красном море не преувеличены.

 IMG162

Подполковник Филонюк

 В 1990 г. охранявшая базу десантная группа с «БДК-50» (с 09.02.-13.06.1990) под командованием капитана 2 ранга А. Горбачева была сменена «БДК-101» с десантной группой под командованием подполковника Филонюка, которая и эвакуировала базу.

 IMG008

БДК  «101» швартуется к плавбазе «Волга»

 В августе 1990 г. МТЩ «Разведчик» ЧФ был сменен МПК «Комсомолец Молдавии» ЧФ (командир капитан 3 ранга С.В.Старый, с октября месяца ‑ капитан-лейтенант Д.Б.Брастовский).

Кроме того, в Красное море пришёл и МТЩ «Параван» ТОФ. С 1 августа 1990 г. по 7 декабря 1990 г. нёс боевую службу в Красном море МПК «Комсомолец Молдавии» (впоследствии – «МПК-118»). 11 моряков получили награды, из них командир корабля капитан 3 ранга С.В. Старый - орден Красной Звезды, а старшина 1 статьи А.И. Хакимов - медаль Нахимова.

 

МТЩ «Параван» ТОФ

 19 октября 1990 года «МПК-118» конвоировал конвой в составе 2-х больших десантных кораблей (БДК), танкера «Шексна» и МТЩ «Параван» (ТОФ). В 14.30 конвой был обстрелян береговыми батареями с о. Асарка-Северная и мыса Кароли. По головному «МПК-118» было выпущено 6 снарядов и 3 неуправляемые ракеты (типа «Град»). Пошли мгновения для принятия решения. Командиру ракетно-артиллерийской боевой части старшему лейтенанту Сергею Потанину поступает команда: «Огонь!» Скорострельное автоматическое 76,2 мм артиллерийское орудие - мощное оружие. Меньше чем за минуту выбрасываются сотни килограммов раскалённого металла. Участок побережья, где была позиция батарей противника, словно растворился в огненно-дымных клубах. Ещё немного, и огромный взрыв береговой батареи и склада с боеприпасами поставил точку в этом стремительном бою. С тех пор сепаратисты ни разу не рискнули более связываться со злым «Комсомольцем Молдавии». За период боевой службы «Молдаван» провёл более 30 конвоев, обеспечивая охрану советских судов. По итогам выполнения задач Родина высоко оценила действия ОВРовцев в боевых условиях. Десять человек были награждены правительственными наградами, а командир корабля С.В.Старый, ставший начальником штаба дивизиона ‑ орденом Красного Знамени.

10 декабря 1990 г. эритрейские сепаратисты подвергли обстрелу танкер «Шексна». Сопровождавший его тральщик «Параван» прикрыл танкер и дал отпор нападавшим.

В декабре 1990 г. МПК «Комсомолец Молдавии» («МПК-118») был сменен МТЩ «Дизелист», который сразу приступил к боевой службе.

 мтщ дизелист

МТЩ «Дизелист»

 19 декабря 1990 г. тральщик "Дизелист" и танкер "Шексна" в Красном море были атакованы шестью катерами эфиопских сепаратистов. Комендоры «Дизелиста» уничтожили два катера. Единственной ниточкой, связывающий моряков с «большой землёй», был танкер «Шексна» - источник питьевой воды и горючего. Танкер, оснащенный всего двумя пулемётами, регулярно ходил через Красное море в ближайшие арабские страны. Только благодаря ему на советской базе поддерживалась жизнь. За каких-то полгода «Шексна» прошла более тридцати тысяч миль (полторы «кругосветки»). Капитан танкера Вячеслав Пальгов говорил, что без ракетно-артиллерийских обстрелов и авиационных налётов не обошёлся ни один поход. Войска сепаратистов дважды объявляли танкер потопленным.

 бдк 101

БДК «101» на острове Дахлак у ПД-66

 К началу следующего года положение ПМТО стало совсем шатким. В иные дни января 1991г. по острову Нокра выпускалось по 200 и более снарядов, потом у сепаратистов появились трофейные самолёты «МиГ-23» и начались бомбёжки. Ещё в середине 1990 года тогдашний командир базы капитан 1 ранга Борис Пленков неоднократно посылал в Москву рапорты о нецелесообразности пребывания советского флота на острове – ведь СССР, по сути, принимал участие в чужой гражданской войне. Ответ долгое время был стандартным «выполнять приказ до конца». То, что моряки становились заложниками чужой гражданской войны, в расчёт не принималось. В Москве вообще делали вид, что никакой проблемы не существует. Так в мае 1990 г., выступая в воскресной передаче, министр обороны СССР Д.Язов на вопрос о проблеме Дахлака категорически заявил, что там, кроме нескольких десятков гражданских специалистов, никого из советских людей нет.

 http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/4/48/Jazov.jpg

Министр обороны СССР- Маршал Советского Союза

Дмитрий Тимофеевич Язов

 Сменивший Пленкова капитан 1 ранга А.Вялов тоже пытался убедить командование в необходимости эвакуации базы, но на посланную в адрес командования эскадры и главного военного советника в Аддис-Абебе в начале февраля 1991 г. его телеграмму с предложением о срочной эвакуации ПМТО последовало… обвинение в трусости.

 бдк на дахлаке

БДК  у причала на острове Нокра

 И всё это на фоне разворачивающихся действий войск ООН против Ирака, который оккупировал Кувейт. Эти действия затрагивали и нас. 18 августа 1990 г. корабли коалиции начали досмотр транспортов в Красном море. 18 сентября 1990 г. в Красном море американский фрегат «Бидул» произвёл досмотр советского контейнеровоза «Пётр Машеров», следовавший в иорданский порт Акаба.

4 января 1991 г. крейсер ВМС США «Миссисипи» и испанский фрегат «Инфанта Кристина» остановили советское судно «Дмитрий Фурманов» под предлогом поиска контрабанды оружия в Ирак. На борту находилось 106 тонн вооружений и запасных частей для танков, груз предназначался Иордании, 15 января его отпустили, запретив разгружаться в Иордании и приказав идти обратно. 17 января 1991 г. войска коалиции перешли в наступление на Ирак. Только ВМС США сосредоточил в районе конфликта 108 судов: 34 ‑ в Персидском заливе, 35 ‑ в Оманском заливе (Аравийское море), 26 ‑ в Красном море и 13 ‑ в Средиземном море. А у СССР в Оманском заливе за пределами зоны боевых действий, наблюдая за ходом войны, находились БПК «Маршал Шапошников», спасательное судно «Даурия», госпитальное судно «Енисей» и вспомогательные суда – танкер, рефрижератор и морской буксир.

 шапошников

БПК «Маршал Шапошников»

 даурия

Корабль управления «Даурия»

 В 1991 г. состоялась последняя передача советского боевого корабля ВМС Эфиопии – был передан морской тральщик проекта 266М «МТ-301». Только что построенный на Средне-Невском ССЗ в пос. Понтонный, он передавался от Балтийского флота.

 

 

Домашняя ] Вверх ] 1. 1-я страница ] 2. 1-2. Место встречи ] 3. 2. Корабли ПСК ] 4. 3. Флот и космос ] 5. 3-1. Прототип Бурана ] 6. 3-2. Космический старт ] 7. 3-3. -опыт пригодится ] 8. 3-4. Бригада ПСК ] 9. 4. Концепция присутствия ] 10. 5. Оперативные эскадры ] 11. 5-2. 8-я оперативная ] 12. 6. 8-я - начало ] 13. 7. Флот - инструмент ] 14. 8. Бунт в метрополии ] 15. 9. Миссия ВМФ-71 ] 16.10. СССР в Сомали ] 17. 11. ВМФ на Маврикии ] 18. 12. ВМФ на Сейшелах ] 19. 13. Горячее море ] 20. 13-1. СССР и Эфиопия ] 21. 13-2. ВМФ Эфиопии ] 22. 13-3. ВМФ и Эфиопия ] 23. 13-4. Эфиопия до вторжения ] 24. 13-5. БД на море - 77-78 ] 25. 13-6. Создание ПМТО ] 26. 13-7. Новый ВМФ Эфиопии ] 27. 13-8. ВМФ СССР в 80-х ] 28. 13-9. Минный кризис ] 29. 13-10. Суэцкий канал ] 30. 13-11. Корабли - разминирование ] 31. 13-12. Авария К-175 ] 32. 13-13. История АПЛ ] 33. 13-14. Переворот в Адене ] 34. 13-15. Последний бой ] 35. 13-16. БД на Красном море ] 37. 13-18. Эвакуация ПМТО ] 38. 13-19. Страховой полис ] 39. 13-20. Конец ПМТО ] 40. 14. Корабли БС ] 41. 14-1. Случайно ] 42. 15. Разведчик - корабль ] 43. 16. Наследники Казарского ] 44. 17. Персидская эпопея ] 45. 17-1. Персидский залив ] 46. 17-2. Боевые мили ] 47. 17-3. Танкерная война ] 48. 17-4. Вахта в Персидском ] 49. 17-5. Рядом с опасностью ] 50. 17-6. Рецидив ] 51. 17-7. Трагедия над заливом ] 52. 17-8. Уроки войны ] 53. 17-9. В сложной обстановке ] 54. 17-10. Вахты Заряда ] 55. 17-11. В южных широтах ] 56. 17-12. Горячим фарватером ] 57. 17-13. Стойкость. Выдержка. Мастерство ] 58. 17-14. Трудные мили ] 59. 17-15. MOSCOW NEWS ] 60. 18. Золотые корабли ] 61. 19. Визит Хронопуло ] 62. 20. БДК Томский КСМ ] 63. 21. Визиты кораблей ] 64. 22. Ходили мы походами ] 65. 23. Поход в Индию ] 66. 24. Доставка штаба ] 67. 24-2. Десант на Сокотру ] 68. 24-3. Десант-80.avi ] 69. 25. К любимой ] 70. 26. Командование эскадры ] 81. 27-1. НШ эскадры ] 82. 27-2. Заместители КЭ. ] 83. 27-3. Начальники ПО ] 84. 28. Заместители НШ. ] 85. 28-1. Ф ЭМЧ ] 86. 28-2. Ф Бч-1. ] 87. 28-3. Ф Бч-2. ] 88. 28-4. Ф Бч-3. ] 89. 28-5. Ф Бч-4, СБС. ] 90. 28-6. ЗНШ-АВ - ГМО ] 91. 28-7. Ф РТС, Бч-7. ] 92. 28-8. Ф СПС - НСЧ ] 93. 28-9. Ф ПВО. ] 94. 28-10. Ф ПМТО. ] 95. 28-11. Ф Разведки. ] 96. 28-12. Ф РЭБ ] 97. 28-13. Ф ХС. ] 98. 28-14. Ф МС. ] 99. 28-15. Ф ОО. ] 100. 29-1. ПО ] 101. 30. ИстЖурнал эскадры ] 102. 31. Ревием ] 103. 31-1. ВМФ афера ] 104. 31-2. Куда ушел П-Павловск ] 105. 31-3. Под Андреевским ] 106. 32. Литература ] 122. 38-1. фото Балко М.В. ] 126. 38-2. Фото Петеримов Н.Г. ] 128. 38-3. Фото Умнов В.П. ] 130. 38-5. Фото Коваленко В.П. ] 131. 38-6. Фото Лихацкий Ю.В. ] 135. Ошибка с БДК-98 ]

Литературное дополнение к сайту