8-я

оперативная эскадра кораблей

 

(хроника создания  в зоне Индийского океана

8-й  оперативной эскадры кораблей ВМФ)  1967 – 1992 гг.

 

 

 

 

 

 

 

ВОЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ

В АДЕНЕ (НДРЙ)  В 1986 году

 

В январе 1986 года в Южном Йемене произошла попытка государственного переворота. Насмерть сцепились две группы в руководстве страны - причем вооруженные силы поддержали одного лидера, а флот - другого. Положение осложнялось тем, что НДРЙ была буквально напичкана оружием - через Аден шло снабжение палестинского ООП Ясира Арафата. Да и вооруженные силы НДРЙ были велики не по доходам - страна погрязла в военных конфликтах с соседями. Резня в Адене унесла тысячи жизней. В эвакуации тысяч дипломатов, иностранцев и беженцев из Адена в Джибути принимали участие несколько случайно оказавшихся в районе судов, в том числе яхта английской королевы Виктории

 

mhtml:file://E:\Мои%20документы\Новая%20папка\колечицкий%20в%20адене.mht!http://novostivl.ru/files/preview/145.jpg

Не так давно, самый старший из нынешних капитанов на Тихоокеанском флоте Геннадий Киреев отпраздновал свой 72-й день рождения. За плечами у него множество долгих,  интересных, а порою - опасных и героических выходов в море.

 

Тихоокеанский флот рос, пополнялся новыми судами, для которых нужны были кадры. В 27 лет Киреев стал капитаном кабельного судна КС-7, получив в подчинение семьдесят человек экипажа.
А в 1968 году молодого, но уже опытного моряка отправили в Ярославль принимать новый вспомогательный корабль ТОФ "Ишим", с ним Геннадий Киреев получил первую "боевую" задачу - обеспечить продовольствием эскадру советских кораблей в Индийском океане. Свою задачу "Ишим" и Киреев выполнили с честью, хотя сложностей было много: почти в тропиках на корабле, в сильную жару, без кондиционеров и с маленьким запасом воды служба медом не казалась! На "отдых" Киреев был отправлен в ГДР - принимать и перегонять киллектор КИЛ-35. С ним капитану вновь пришлось вернуться в Индийский океан.
Далее в подчинении у Киреева был большой танкер ТОФ "Алатырь", с которым было пройдено много боевых служб в Эфиопии, где приходилось подходить к берегу для швартовки - ночью и без света, чтоб не попасть под огонь сепаратистов...

В 1984 году произошло судьбоносное событие, которое в итоге осталось в судьбе замечательного человека как самое яркое жизненное впечатление. Тогда Геннадий Иванович перешел капитанить на танкер "Владимир Колечицкий".

 вл колечицкий

заправка от танкера «Владимир Колечицкий»


- Я им долго командовал и самое интересное пережил вместе с ним, - рассказывает Геннадий Иванович. - В 1985 году вышли мы в рейс, и 13 января 1986 года в понедельник с десятью тысячами тонн топлива и с тысячей бочек бензина на палубе зашли в порт Аден (тогда Народно-демократическая республика Йемен, он же Южный Йемен, верный союзник СССР в арабском мире) - это огромный порт и бывшая английская колония в Саудовской Аравии. Подошли и видим: с моря ракетный катер стреляет по берегу, по президентскому дворцу. Потом подошло еще несколько катеров, спрятались за нами... А на берегу - нам-то хорошо видно: на домах, на вышках снайперы, бойцы с автоматами, гранатометами. И началась страшная стрельба...

Я тут же доложил начальству об обстановке, нужно было срочно уходить, но нас к берегу поставили носом, тесно в бухте: не развернуться без буксира. А ситуация все накалялась: начали бить артбатареи, самолеты взлетели, рядом затонул десантный корабль. Потом по носу загорелся пароход - перевернулся, по корме горел еще один. А мы сидели как на пороховой бочке. Вот уже и танки пришли к берегу, стали бить по противоположному берегу прямо между моими мачтами! Один танк взорвался, и его башня перелетела через "Колечицкий".
...Это потом я узнал, что командир танковой дивизии приказал по "Колечицкому" не стрелять ни в коем случае, потому что танкер - бензиновая бочка: если попадут, то города больше не будет, как после ядерного взрыва...

Баталия в бухте и на берегу Адена длилась долго. Три дня Киреев терпел (посол СССР в Адене никакой ответственности за разрешение на уход танкера из зоны конфликта на себя брать не хотел!). Да и сами дипломаты плохо понимали, кто с кем воюет, потом уже оказалось, что пошли стенка на стенку "сторонники" и "противники" арабской демократии. Вот бойню и развели, а НДРЙ тогда по количеству оружия, закупленного в СССР и всему свету, была посильнее Ирака! За время конфликта только в Адене было убито семнадцать тысяч человек: больше, чем за советских солдат за все время военных действий ограниченного континента в Афганистане!

- Я решил уходить из этого ада. Но была проблема: за высоким бортом "Колечицкого" прятались от танков ракетные катера, они предупредили, что если мы снимемся с якоря, то катера будут стрелять по нам, - продолжает Геннадий Иванович. - Уже потом мне многие моряки доказывали, что выйти в тех условиях из порта было невозможно. Но я-то вышел! Буквально на пятке танкер развернул, причем на корабле один винт всего, было бы два - проблем бы не было. В это время снайперы с берега все время стреляли по капитанской рубке, но стекло там бронированное, поэтому не попали...

А с якоря сниматься - на открытую палубу кому-то идти нужно! Я послал второго помощника, говорю, руби концы. Он ни в какую. Не пойду - убьют. Говорю ему: "Убьют - жене квартиру дадут, а если не полезешь, я тебя здесь зарою - и ничего она не получит!" Конечно, он понимал, что это просто слова, но в итоге полез, отрезал концы. Боцман по-пластунски выполз на палубу, включил лебедки, чтобы якоря выбрать...

 

Когда "Колечицкий" чудом вышел из порта, с ним была установлена прямая связь из Москвы. Звонил Кирееву лично министр обороны СССР маршал Андрей Гречко - и звонок министра был новым заданием для выбравшихся из ада. Гречко приказал Кирееву найти в море сбежавших из Йемена советских военных советников и вернуть их обратно в порт - контролировать ситуацию. Оказалось, что наши военные советники - два генерала и пятьдесят семь полковников - "позаимствовали" в порту пассажирские катера и - без семей, жен, детей - ушли из зоны конфликта в море. Но не рассчитали ребята - на катерах закончилось топливо, и они через несколько часов начали дрейфовать в открытом море, миль аж за сто пятьдесят от берега: без топлива, без воды...

- Нашел их, поднял на борт, доставил к берегу, дал трехдневный сухпай - и высадил на шлюпках, где берег не простреливался. Некоторые сильно сопротивлялись, воевать не хотели. Один даже плакал, но я все равно высадил, говорю: валюту получаешь - иди выполняй свой долг, - вспоминает Киреев.

А ему и экипажу "Владимира Колечицкого" про страх необходимо было забыть надолго: еще неделю шла бойня, а им пришлось под пулями работать, рискуя своими жизнями. На берегу, где продолжалась война, оставалось шесть тысяч беженцев, которых необходимо было на                четырех семидесятиместных шлюпках и двух катерах перевезти на корабли: женщин и детей в буквальном смысле приходилось переносить на руках. Увозили людей в африканский порт Джибути, до которого десять часов ходу через Аденский пролив.

 

- За эту "эпопею" меня представили к званию Героя Советского Союза, сделали-то мы большое дело. Но у нас замполит немножко провинился в "женском вопросе" - мы его на танкере исключили из партии за, так сказать, попытку нехорошего факта с женщиной. А наверху, видимо, расценили так: Киреев наехал на замполита, значит, обижает партию. И ни награды, ни каких-либо поощрений я так и не получил. Потом по разнарядке на флот пришел орден Ленина, но его отдали другому человеку. А те самые военные советники - все получили награды и привилегии как участники военного конфликта! Дело в том, что нас, гражданских, нет в военных архивах - как мы участвовали в тех же конфликтах, никому не известно, и это общая беда всего вспомогательного флота, - сокрушается Киреев.

Попытка государственного переворота "сверху", предпринятая 13 январе 1986 г. президентом Али Насером Мухаммадом и его сторонниками, привела к многочисленным жертвам, гибели Абдель Фаттаха (пропал без вести) и основных лидеров усилившейся внутрипартийной оппозиции (Антар, Шаи, Муслах), бегству Али Насера и его сторонников в Северный Йемен.

Главным действующим лицом оппозиции выступал вице-президент и член Политбюро ЙСП бригадный генерал Али Ахмад Насер Антар (уроженец района Ад-Дали, провинция Лахдж, фактически — создатель современной южнойеменской армии «советского» образца). Именно он в апреле 1980 заставил Фаттаха «уйти по здоровью» и добровольно передать власть Али Насеру. Теперь предполагалось отыграть ситуацию обратно — и на октябрьском 1985 года Съезде ЙСП вернуть Фатаха на должность генсека ЙСП. Параллельно в стране началась подспудная подготовка к силовому варианту разрешения внутриполитического кризиса, прежде всего со стороны президента и его сторонников. В 1985 году оппозиция дважды срывала их планы, обнаруживая неучтенные склады оружия. Но на съезде Фаттах смог занять только пост члена Политбюро.

 13 января 1986 года президент и генсек Али Насер Мухаммед назначил на 10:00 очередное заседание Политбюро, но ни сам, ни его сторонники туда не прибыли. Али Насер и его сторонники предприняли в Адене попытку государственного переворота "сверху": лидеры оппозиции ЙСП Абдель Фаттах Исмаил, Али Ахмад Насер Антар, Али Шаи Хади и Салех Муслах Касем были расстреляны на специально подстроенном заседании Политбюро. Оппозиционеры — 6 человек — оказались в зале заседаний одни. В 10:20 в зал вошли два охранника президента: один с президентским портфелем, другой — с его термосом с чаем. Внезапно они выхватили оружие и начали расстреливать оппозиционеров. Антар (он даже отстреливался!), Али Шаи и Салих Муслах были убиты. Фаттах тяжело ранен. Али аль-Бейд (будущий глава ЙСП и НДРЙ) и Салем Салих не пострадали. Фаттаха пытались вывезти в безопасное место, но по дороге его машина было обстреляна, сожжена, он пропал без вести. Одновременно сторонники Али Насера начали арестовывать, а затем физически уничтожать своих противников в органах партии, армии, полиции, госбезопасности. Авиация в Хор Максаре и ВМС в Стиммер Пойнте были на стороне президента, но действовали не слишком активно. Через несколько дней к Адену подошли танки командующего БТВ и пехота Западного операционного направления (Аль-Анад) — и начались кровопролитные бои за пригороды и сам город. При этом население страдало не только от обстрелов, но и от перебоев с пресной водой и электричеством (многие объекты гражданской инфраструктуры были разрушены).

В ходе событий января 1986 в НДРЙ погибло около 10 тыс. человек, были жертвы и среди иностранных граждан.

Великие державы — СССР, Великобритания и Франция — впервые после Второй Мировой войны — вынуждены были в этой ситуации объединить усилия своих флотов и дипломатических представительств в Адене и организовать срочную эвакуацию из Адена своих граждан и граждан других стран, при этом договорившись с противоборствующими сторонами внутреннего конфликта, что те прекратят огонь на время эвакуации.

Али Насер летал за поддержкой в Эфиопию к Мангисту Хайле Мариаму, затем некоторое время удерживал позиции в провинции Абъян, а проиграв совсем, эмигрировал в ЙАР, где и жил до объединения Йемена. Долгое время проживает в Дамаске, возглавляет Центр Арабских исследований.

 

ВОЛГА

плавбаза «Волга»

 Из воспоминаний начальника секретной части мичмана Балко М.В.:

 IMG208

             В конце 1985 года в штаб эскадры поступила телеграмма из Главного штаба ВМФ с приказанием что плавбаза «Волга» должна идти на остров Сокотра и обеспечивать прибытие президента Йемена Мухаммеда. При подходе корабля управления к острову, в штаб эскадры из Адена поступила телеграмма от капитана танкера «Колечицкий»,  о том, что в городе идет бой, снаряды летят через танкер, один корабль в порту уже потоплен.

 Image12 копи

контр-адмирал  Паромов Р.В.

            Командир эскадры контр-адмирал  Паромов приказал повернуть «Волгу» в Аден, танкеру была дана команда рубить швартовы и начинать выходить из порта. Через сутки ПБПЛ «Волга»  подошла  к приемному бую Адена, встала  на якорь.

 

             Командир эскадры контр-адмирал Паромов Р.В. приказал спустить шлюпку  и помощнику начальника штаба по авиации  полковнику Туманову отправиться на разведку в порт, нужно было прояснить обстановку. Когда катер скрылся за молом, вдруг возле корабля по обоим бортам неподалеку упали снаряды. Всех сдуло с верхней палубы как ветром, а по радиосвязи на корабль передали чтобы корабль отошел в нейтральные воды, в противном случае по нему  будет открыт огонь на поражение. Плавбаза «Волга» развернулась и отошла в нейтральные воды, дожидаясь катер с полковником Тумановым. Через несколько часов к кораблю подошел катер и полковник  Туманов поспешил  на доклад к  командиру эскадры контр-адмиралу Паромову. Оказалось, что в Ймене произошел государственный переворот, президент Мухамед никуда не полетел, а с верными своими соратниками вырезал политбюро партии и попытался разоружить сухопутные войска, но у него ничего не получилось. Войска, верные премьеру танковыми колоннами вошли в город и начали подавлять путч, разразилась настоящая война. Многие путчисты бежали, а тех, кто не успел, поймали и расстреляли. В первую очередь расстреляли моряков которые выступили на стороне президента и которые не успели убежать. Правда, многие корабли успели уйти из порта, одни направились в Эфиопию и там были интернированы, другие попытались уйти на север страны, но были самолетами расстреляны и потоплены. А в городе в это время была самая настоящая война.

В Адене начались вооруженные столкновения противоборствующих сторон. Командованию эскадры была поставлена задача начать эвакуацию советских специалистов и членов их семей, работающих в стране.

С советской стороны в эвакуации участвовали корабли Тихоокеанского флота «БДК-101»,мтщ«Запал».

 

Морской тральщик  «Запал»

             ВМС Великобритании задействовал в эвакуации королевскую яхту «Британия» (HMY Britannia) и HMS Hydra (Гидра). Находясь недалеко прикрывали операцию эсминец «Ньюкасл» (D87, HMS Newcastle) и фрегат «Юпитер»(F60Jupiter).

            Доложив в Главный штаб ВМФ обстановку, получили команду осуществлять эвакуацию советских людей из страны, для чего использовать все имеющиеся у нас средства, привлекая проходящие суда. Из ПМТО на Дахлаке был срочно вызван тральщик «Заряд», поставлен в бухте и через него стали эвакуировать людей на суда. В боевой обстановке, во время обстрелов личный состав проявляя мужество и героизм принимал гражданских специалистов, женщин с детьми и партию за партией переправлял на гражданские суда стоявшие  на внешнем рейде порта Адена. В общей сложности кораблями было эвакуировано около пяти тысяч человек и переправлено в порт Джибути для отправки в Советский Союз на самолетах гражданской авиации. Через сутки получили команду из советского посольства подойти и забрать  их и  семьи, так как боевые действия велись непосредственно возле посольства, и оно было частично разрушено.

 

 Мичман Забродин В.А.,капитан-лейтенант Волков, мичман Балко М.В. и мичман Дронов А.А.

на борту плавбазы «Волга» в порту Аден в 1986 году.

             Корабль управления «Волга» перешел в новую точку и встал на якорь. Запросив по радио воюющие стороны о разрешении подойти к берегу и эвакуировать советское посольство,получили добро и твердые гарантии, что огонь открываться не будет. Подогнали гражданское судно поближе к берегу, спустили шлюпки и начали эвакуацию. В это время неподалеку встала на якорь и английская яхта, которая так же занялась эвакуацией. Забрав всех советских посольских, наши суда ночью отошли от берега, отправились в порт Джибути, выгружать посольство. С наступлением темноты, английская яхта подошла поближе к берегу и без разрешения местных властей, спустив шлюпки, стала собирать людей на берегу пытавшихся спастись от войны, как в это время по ним был открыт огонь,  шлюпки с людьми были потоплены, никто не спасся. Яхта под покровом ночи снялась с якоря и ушла в неизвестном направлении. В эти тревожные дни все офицеры и мичманы штаба трудились, не покладая рук, на кораблях  и  судах, кому какая выпала доля. После окончания войны в Адене, плавбаза «Волга» ушла на ПМТО, на Дахлак. В апреле на смену «Волге» пришел корабль управления «Даурия».

             В 1985-86 годах на пб пл «Волга» находился на боевой службе в Индийском океане - оказывали помощь ндрй в эвакуации посольства во время внутреннего переворота в стране - подвергались обстрелу с берега -поэтому ушли в море в зону недосягаемости снарядов. Английское судно  «Британия» предприняло попытку тоже эвакуировать свое посольство- плавсредство которое пыталось подойти к берегу было уничтожено-о жертвах не знаю. Эвакуация была перенесена на ночное время, эвакуировали всех включая и другие посольства соц. лагеря удачно, смертельный случай один - остановка сердца -инфаркт - представителя посольства СССР.

 Dauria1998__________ даурия________________________

Корабль управления «Даурия»

             Перегрузив штаб и политический отдел эскадры на свой борт, «Даурия» включилась в несение боевой службы и в первый раз после гражданской войны в Адене, зашла в порт. Администрация и военно-морское ведомство поставило перед нами задачу – притащить из порта Массауа Эфиопии два средних десантных корабля и один катер. Вернувшись в Эфиопию, «Даурия» зацепила эти указанные корабли и без экипажей притащила в Аден. Благодарные йеменцы выделили целый кузов  «студебейкера» бананов, арбузов, овощей. Целые сутки катер сновал, доставляя эти продукты на корабль управления. А вечером нас ожидал еще один сюрприз. Начальник штаба  эскадры лично вручал всем офицерам и мичманам эскадры бутылку виски, четыре банки пива и блок сигарет. Так отблагодарило нас морское ведомство Йемена. На следующий день состоялась экскурсия по городу, пострадавшему во время известных событий. В городе везде были видны следы боев, сгоревшие дома, следы от пуль и снарядов на домах. В музее представитель военного ведомства показал экспозицию, сделанную после боев, рассказал истоки и последствия этого печального события.

 IMG292

Личный состав штаба и политотдела возле музея в Адене 1986 год.

Окончание:33. 13-14а.

 

Домашняя ] 1. 1-я страница ] 2. 1-2. Место встречи ] 3. 2. Корабли ПСК ] 4. 3. Флот и космос ] 5. 3-1. Прототип Бурана ] 6. 3-2. Космический старт ] 7. 3-3. -опыт пригодится ] 8. 3-4. Бригада ПСК ] 9. 4. Концепция присутствия ] 10. 5. Оперативные эскадры ] 11. 5-2. 8-я оперативная ] 12. 6. 8-я - начало ] 13. 7. Флот - инструмент ] 14. 8. Бунт в метрополии ] 15. 9. Миссия ВМФ-71 ] 16.10. СССР в Сомали ] 17. 11. ВМФ на Маврикии ] 18. 12. ВМФ на Сейшелах ] 19. 13. Горячее море ] 20. 13-1. СССР и Эфиопия ] 21. 13-2. ВМФ Эфиопии ] 22. 13-3. ВМФ и Эфиопия ] 23. 13-4. Эфиопия до вторжения ] 24. 13-5. БД на море - 77-78 ] 25. 13-6. Создание ПМТО ] 26. 13-7. Новый ВМФ Эфиопии ] 27. 13-8. ВМФ СССР в 80-х ] 28. 13-9. Минный кризис ] 29. 13-10. Суэцкий канал ] 30. 13-11. Корабли - разминирование ] 31. 13-12. Авария К-175 ] 32. 13-13. История АПЛ ] [ 33. 13-14. Переворот в Адене ] 34. 13-15. Последний бой ] 35. 13-16. БД на Красном море ] 36. 13-17. БД -  90-91 ] 37. 13-18. Эвакуация ПМТО ] 38. 13-19. Страховой полис ] 39. 13-20. Конец ПМТО ] 40. 14. Корабли БС ] 41. 14-1. Случайно ] 42. 15. Разведчик - корабль ] 43. 16. Наследники Казарского ] 44. 17. Персидская эпопея ] 45. 17-1. Персидский залив ] 46. 17-2. Боевые мили ] 47. 17-3. Танкерная война ] 48. 17-4. Вахта в Персидском ] 49. 17-5. Рядом с опасностью ] 50. 17-6. Рецидив ] 51. 17-7. Трагедия над заливом ] 52. 17-8. Уроки войны ] 53. 17-9. В сложной обстановке ] 54. 17-10. Вахты Заряда ] 55. 17-11. В южных широтах ] 56. 17-12. Горячим фарватером ] 57. 17-13. Стойкость. Выдержка. Мастерство ] 58. 17-14. Трудные мили ] 59. 17-15. MOSCOW NEWS ] 60. 18. Золотые корабли ] 61. 19. Визит Хронопуло ] 62. 20. БДК Томский КСМ ] 63. 21. Визиты кораблей ] 64. 22. Ходили мы походами ] 65. 23. Поход в Индию ] 66. 24. Доставка штаба ] 67. 24-2. Десант на Сокотру ] 68. 24-3. Десант-80.avi ] 69. 25. К любимой ] 70. 26. Командование эскадры ] 81. 27-1. НШ эскадры ] 82. 27-2. Заместители КЭ. ] 83. 27-3. Начальники ПО ] 84. 28. Заместители НШ. ] 85. 28-1. Ф ЭМЧ ] 86. 28-2. Ф Бч-1. ] 87. 28-3. Ф Бч-2. ] 88. 28-4. Ф Бч-3. ] 89. 28-5. Ф Бч-4, СБС. ] 90. 28-6. ЗНШ-АВ - ГМО ] 91. 28-7. Ф РТС, Бч-7. ] 92. 28-8. Ф СПС - НСЧ ] 93. 28-9. Ф ПВО. ] 94. 28-10. Ф ПМТО. ] 95. 28-11. Ф Разведки. ] 96. 28-12. Ф РЭБ ] 97. 28-13. Ф ХС. ] 98. 28-14. Ф МС. ] 99. 28-15. Ф ОО. ] 100. 29-1. ПО ] 101. 30. ИстЖурнал эскадры ] 102. 31. Ревием ] 103. 31-1. ВМФ афера ] 104. 31-2. Куда ушел П-Павловск ] 105. 31-3. Под Андреевским ] 106. 32. Литература ] 122. 38-1. фото Балко М.В. ] 126. 38-2. Фото Петеримов Н.Г. ] 128. 38-3. Фото Умнов В.П. ] 130. 38-5. Фото Коваленко В.П. ] 131. 38-6. Фото Лихацкий Ю.В. ] 135. Ошибка с БДК-98 ]

Литературное дополнение к сайту