8-я

оперативная эскадра кораблей

 

(хроника создания  в зоне Индийского океана

8-й  оперативной эскадры кораблей ВМФ)  1967 – 1992 гг.

 

 

 

 

 

Суэцкий канал

 

suez_003_m_small

Port-Said-05_small

Port-Said-14_small

suez_001_m_small

suez_004_m_small

suez_006_m_small

suez_008_m_small

T-64_DN-ST-84-05065_small

suez_016_m_small

suez_018_m_small

suez_026_m_small

suez_033_m_small

 21 августа через Суэцкий залив в южную часть Красного моря прошел советский тральщик, он присоединиться к находящемуся там тральщику.

Утром 22 августа в Красное море из порта Специя направились 3 итальянских боевых корабля, 2 тральщика «Лото», «Кастаньо» и судно поддержки, с 300 моряков. Первоначально правительство Италии, учитывая горький опыт «многонациональных сил» в Ливане, осторожно отнеслось к предложению направить свои корабли в Красное море. Однако после встречи США итальянского министра иностранных дел Дж. Андреотти с президентом США Р.Рейганом оно изменило свое отношение и в срочном порядке подготовилось к отправке кораблей.  Сейчас здесь находится 3 американских корабля и 7 вертолетов-тральщиков, 5 английских кораблей, 3 французских корабля. В район движутся еще 3 корабля ВМС Франции.  Король Саудовской Аравии Фахд предостерег против нарушений территориальных вод государства. Выступая на открытии одной из военно-морской базы на Красном море, Фахд заявил, что его страна выступает против какого-либо вторжения в прибрежные воды королевства, будь то с моря, суши или воздуха.

14.00 ПКР «Ленинград» и БПК "Красный Крым" вошли в Порт-Саид, перед этим они подзаправились топливом и водой от танкера «Гори».

23 августа в 2.00 ПКР «Ленинград» и БПК "Красный Крым" снялись с бочек, и пошли в составе каравана по Суэцкому каналу. В 8.30 встали на якорь в Горьком озере – пропускали встречный караван. В 13.45 продолжили движение и в 17.00 вышли в Суэцкий залив. Всего, начиная с субботы – 18 августа через Суэцкий канал прошли 5 советских кораблей идущих в южную часть Красного моря, для поиска мин у берегов ЙАР, НДРЙ и Эфиопии.

 suez_033_m

проход судна Суэцким каналом

 Кроме того, 18 боевых кораблей еще 4  стран: США, Англии, Франции и Италии соединяют свои силы, чтобы   очистить жизненный водный путь от находящихся там мин.

23 августа ПКР «Ленинград» и БПК "Красный Крым" в точке «рандеву» в Красном море встретились с БДК «Илья Азаров», МТЩ «Контр-адмирал Хорошкин» и БМТ «Владимир Колечицкий». Весь отряд двинулся к острову Дахлак. Через восемь часов после соединения сигнальщики обнаружили первую мину. По мине дали оповещение, а корабли произвели маневр уклонения. После инцидента, Бурковский приказал днем поднимать в воздух вертолеты и разведывать курс движения.

 http://www.vesti.sebastopol.ua/wp-content/uploads/2008/05/amerikosi2.jpg

фрегат ВМС США «Джон Л.Холл»

         Для наблюдения за отрядом рядом пристроился фрегат ВМС США «Джон Л.Холл». До острова Дахлак отряд дошел без происшествий. Мины на переходе больше не встречались. Вскоре отряд встретил МТЩ «Дизелист».

25 августа в Вашингтоне официально объявлено, что администрация Рейгана приняла решение направить в Красное море авианосец  «Америка».

 http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f3/USS_America_(CV-66)_and_air_wing_1.jpg/295px-USS_America_(CV-66)_and_air_wing_1.jpg

авианосец  «Америка».

             Народное бюро по внешним связям Ливии осудило развернувшуюся в западных средствах информации антиливийскую кампанию, при этом в опубликованном заявлении подчеркнуто, что ответственность за установку мин в Красном море несут США и их сателлиты, которые пытаются таким образом создать угрозу арабским странам.

 helicopter_rh53d_03-

             26 августа в районе Красного моря уже в течении недели идут поиски мин, но пока безрезультатно. Командующий британского отряда Энтени Чилтон заявил, что поиски могут продлиться около трех месяцев.  С 26 августа советская группировка тральных сил следовала к острову Дахлак за МТЩ «Дизелист» и «Контр-адмирал Хорошкин» которые поставили тралы, вертолеты вели разведку и противоминное наблюдение. Всего до острова Дахлак вертолеты поднимались в небо 24 раза.

 266m-3

МТЩ «Дизелист»

28 августа к этому времени на минах подорвались 18 судов, но идущие вторую неделю поиски мин к пока не привели к результату. Голландия объявила о посылке в район Красного моря 2 минных тральщиков «Хаарлем» и «Харлинген», они вышли из Ден Хелдера.  Отряд советских кораблей вошел в территориальные воды Эфиопии. Фрегат США «Джон Л.Холл» вынужден был остановиться на границе территориальных вод. ПКР «Ленинград» со своим эскортом втянулся в пролив Массауа северный. Вечером группировка тральных сил прибыла на рейд ПМТО Дахлак, которым командовал капитан 1 ранга Владимир Александрович Пляшечников.

 04052002_Tral1

МТЩ «Контр-адмирал Хорошкин»

     29 августа в Порт-Саид (Египет) пришли 3 итальянских боевых корабля - 2 тральщика «Лото», «Кастаньо» и корабль обеспечения.

2 сентября в Суэц (Египет) пришел американский авианосец «Америка» в сопровождении 4 других военных кораблей ВМС США. Авианосец пройдет Суэцким каналом, возвращаясь в Средиземное море.

 912_u_pirsa

МТЩ «Зенитчик» (к-3р. С.В.Никонов)

        К советскому отряду у Дахлака присоединился МТЩ «Зенитчик » (к-3р. С.В.Никонов), вышедший из Севастополя значительно позже основного ядра тральной группировки. Корабли отряда пополняли запасы от БМТ «Владимир Колечицкий», проводили планово-предупредительный ремонт. Вертолеты Ка-25БТ выполняли разведывательные полеты, в сутки по шесть вылетов с периодичностью 4 часа. Всего за время стоянки у острова Дахлак было совершено 24 вылета. Мины не обнаружены.

6 сентября советский отряд пополнив запасы до 60 суток снялся с якоря и направился на боевое траление в воды НДРЙ. К этому моменту по политическим мотивам руководство ЙАР отказалось от помощи СССР в  тралении фарватеров у острова Зухар, Б.Ханиш (47х8 миль). Госдеп и Пентагон опровергли сообщение о том что США и их союзники в ближайшие 10 дней завершат операцию по «поиску мин» в Суэцком заливе и Красном море. Представитель США заявил, что «не установлено никакой определенной даты».

7 сентября Египет принял ряд мер, направленных на обеспечение безопасной навигации в Красном море. Теперь капитаны кораблей идущих Суэцким каналом обязаны сообщать обо  всех грузах на борту. Кроме того проводится выборочный досмотр судов.

8 сентября утром советские корабли подошли к терводам НДРЙ. Тральщики «Контр-адмирал Хорошкин» (с КП корабельной тральной группы) и «Дизелист» шли в строю уступа, за ними в кильватер следовал БПК «Красный Крым» с корабельной подрывной командой, готовой в любой момент расстрелять или подорвать обнаруженную мину, далее шел БДК «Илья Азаров», за ним – ПКР «Ленинград», ГИСУ «Океан», «ВМ-413». Выносной пункт управления вместе с офицерами штаба располагался на БДК «Илья Азаров». Исследовав подходный фарватер и внешний рейд порта Аден, корабли мин и взрывоопасных предметов не обнаружили. В 9 часов утра БДК «Илья Азаров» встал на якорь в районе подходного буя порта Аден.

 Без имени-1копирование

 рейд порта Аден НДРЙ

 

aden_003_m_small

Аден в 2003 г.

aden_008_m_small

мало что изменилось...

aden_011_m_small

заправка пресной водой

DN-SD-03-13099_small

рейд порта Аден, также и мы здесь стояли на бочках

Aden84_140_small

в порту Аден 1984-85 гг.

Aden84_180_small

в порту Аден 1984-85 гг.

Aden84_120_small

рыбацкая шхуна

Aden84_220_small

пассажирский перевозчик

Aden84_110_small

порту Аден 1984

Aden84_160_small

порту Аден 1984 г.

Aden84_250_small

Аден (тогда НДРЙ) в 1984 г.

Aden84_130_small

пассажирский причал

Aden_8_small 

таможня

Aden84_150_small

где-то рядом с таможней

Aden84_190_small

там же

f_24_small

За покупками

 

Другие корабли остановились неподалеку. Когда на борт БДК поднялся советник командующего ВМС НДРЙ капитан 1 ранга Алексей Миронов, план траления окончательно прояснился. Первоначально планировалось. что район подходов к порту Аден советские корабли и вертолеты протралят с 4 до 8 октября, но так как корабельная тральная группа прошла через район, который согласно плану следовало обследовать, и не обнаружила там мин, сроки работы скорректировали. К этому моменту стало ясно, что торговые суда подрывались не на специально выставленных минных полях, а на взрывных плавающих ловушках, разбрасываемых диверсантами в судоходных районах. Тактика траления изменилась и запас шнуровых зарядов на БДК «Илья Азаров» утеряла свою ценность.  Навигационно-гидрографическое обеспечение тральных сил планировалось осуществить с использованием развернутых на берегу РНС БРАС и «Рым-Б». Но в связи с тем, что в начале сентября Главный штаб ВМФ запретил высадку на берег каких-либо групп обеспечения, было принято решение обеспечивать координирование кораблей и вертолетов с помощью космических навигационных систем (КНС) «Цикада» и «Парус». В промежутках между определениями по КНС использовались навигационные способы координирования, и главным образом – с помощью радиолокационных станций. В необходимых случаях в качестве ориентиров использовались зависающие в определенных точках вертолеты. В соответствии с принятым командованием ВМФ решением основная тральная деятельность группировки ограничилась контрольными разведывательными поисками мин.

 ADEN_W1

порт Аден НДРЙ

 Когда советская группировка подошла к Адену, западные страны активно вели  траление в ходе операции «Intense Look». К началу сентября американцы протралили южную часть Суэцкого залива (200 миль2 за 22 суток). В операции участвовали 3 корабля – гидрографическое судно «Харкнесс», десантный транспорт-док «Шривпорт», штабной корабль «Ла Салль», 7 вертолетов-тральщиков типа «RH-53D» и свыше 1500 военнослужащих. Противоминные вертолеты выполняли обследование Суэцкого канала, действуя с десантного вертолетного корабля-дока с использованием новых противоминных систем AN/AQS-14 с гидролокатором бокового обзора. С обнаружением миноподобных объектов вертолеты или сбрасывали буи для их обозначения, или наводили тральщики искатели мин для их поиска, классификации и уничтожения.

 AGF_3s

 Штабной Корабль: AGF 3 "La Salle",

Экипаж: 440 человек + 60 штаб

Длина: 158 м
                   Ширина: 26 м
       Водоизмещение: 14.650 т
ЭУ: 2 паровых котла, турбины, 2 линии вала, 24.000 л.с.
                             Скорость: 20 узлов
                                                     Вооружение: 2 арт.системы Mk.15 Phalanx (CIWS),

4 установки Mk.38 ~ 25 мм machine gun system
                                         Авиация:
легкий вертолет

 Разведку мин на фарватерах портов Джидда и Янбу вертолеты выполняли с использованием зрительных средств, а уничтожение мин – с использованием неконтактных тралов типа Мк104, Мк105 и Мк106. Вертолетное траление Баб-эль-Мандебского пролива вертолеты выполняли с использованием неконтактного трала типа Мк106. За 165 часов работы в буксировочном режиме с противоминными системами противоминные вертолеты обследовали акваторию канала и залива общей площадью около 200 кв. миль. В ходе обследования было обнаружено более 30 миноподобных объектов, однако морских мин обнаружено не было.; англичане 4 тральщика «Кирклтон», «Гейвингтон», «Боссингтон», «Уилтон» и танкер «Эндвер» – северную часть Суэцкого залива (500 миль2 за 23 суток); итальянцы 2 тральщика «Лото», «Кастаньо» и корабль обеспечения – южную часть Суэцкого залива (15 миль2 за 9 суток) обнаружили  и исследовали 480 миноподобных предметов, но все они оказались металлическим барахлом на океанском дне; французы 4 тральщика «Канто», «Домпер» (с 15 августа в районе траления) и «Эридан», «Кассиопе» (с 26 августа), транспорт «Изард» и водолазный катер. Поиск и траление в районе портов Джидда, Янбу, в южной части Суэцкого залива и Баб-эль-Мандебского пролива (25 суток). Они обнаружили и уничтожили в южной части Суэцкого залива 9 донных неконтактных мин находящимися на грунте с войны 1973г.; корабли АРЕ 10 морских и 2 рейдовых тральщика – центральную часть Суэцкого залива (450 миль2 за 22 суток), мин не обнаружили. Общая площадь протраленных участков (без порта Джидда) составляла 1165 миль2.По приходу в Аден согласно договоренности два вертолета «Ми-14БТ» пилотируемые майорами Владимиром Пушкаревым и Василием Шихата покинули «Ленинград» и перебазировались на сухопутный аэродром Эль-Анад (в 50 км от Адена), однако все управление их воздушной работой шло с ПКР «Ленинград». На всякий случай крейсер оставался запасной посадочной площадкой.

          Работы с сухопутного аэродрома с одной стороны вызывали облегчение, с другой – полеты усложнялись. Чтобы поднять с аэродрома Эль-Анад «Ми-14БТ», следовало включиться в график международных авиатрасс, решить вопросы заправки, разведки, охраны и т.д. Кроме того, полет вертолета осуществлялся через пустыню в жаре, среди песков, что вызывало дополнительные проблемы с эксплуатацией техники. Траление походного фарватера к порту Аден производилось один день. Экипажи вертолетов выполнили: «Ка-25БТ» - 18 вылетов, «Ми-14БТ» - 4. После работы вертолетов к замеченным сверху «предметам» подходили либо тральщики, либо БПК «Красный Крым». Все подозрительные плавающие предметы уничтожались. Советские моряки были удивлены, когда на поверхности моря был обнаружен начиненный взрывчаткой авиационный буй – «поплавок» производства СССР. 9 сентября внутренний рейд порта Аден был открыт и начал принимать торговые суда.

 DN-SD-03-13099

порт Аден

 Советские корабли (кроме тральщиков) вошли на внешний рейд Адена и бросили якоря. Мористее стал БПК «Красный Крым», затем остановился ПКР «Ленинград», с таким расчетом, чтобы видеть, чем занимаются тральщики, и ближе к берегу замерли БДК «Илья Азаров» и «ВМ-413». Группа советских офицеров нанесла визит командующему ВМС НДРЙ, им был капитан 3 ранга Ахмед Абдулла Мухаммед.

10 сентября советская тральная операция в районе Адена   продолжилась, два тральщика вышли на фарватер военных кораблей (ФВК-1) и начали работать большими корабельными тралами с заглублением 10 метров. Вертолеты «Ми-14БТ» проходили в это время техосмотр.

Image30%20копи

           После обеда на КП прибыл командир эскадры контр-адмирал Феликс Громов, так как отряд находился в зоне ответственности его эскадры. Но за все время работы группы помощь от него была крайне скупа и давалась с трудом. 11 сентября два тральщика продолжили работы на ФВК-1. Третий –  «Зенитчик» – из-за неисправности главного двигателя отстаивался. На ФВК-2 на осмотр акватории вылетели «Ка-25БТ». Траление ФВК-1 и ФВК-2 были полностью закончены к 24.00. Привязку «к местности» осуществляли теодолитные посты, развернутые на ПКР «Ленинград» и ГИСУ «Океан». От порта Аден до острова Перим были протралены четыре полосы – оба фарватера чисты. Это была заслуга МТЩ «Контр-адмирал Хорошкин» и «Дизелист». Вертолеты «Ка-25МТ» тралили участки моря с 11 сентября, а «Ми-14БТ» - с 12 сентября. В районе траления морскими и воздушными средствами обнаружены и уничтожены более 10 взрывных устройств неизвестной государственной принадлежности. Среди устройств морских мин не было.

12 сентября  в 15 милях от входа в Суэцкий канал один из британских тральщиков обнаружил мину неизвестной конструкции, её подняли и на мелком месте разоружили водолазы, на это у них ушло шесть дней. Секцию с неконтактным взрывателем доставили в Лондон для анализа. По их заключению это была видимо экспортная версия советской  мины с объединенным магнитным, акустическим, и ударным спусковым механизмом. Кроме того, она видимо положена была недавно. Мина имела 190-200 кг взрывчатки, хотя могла вместить до 680 кг. Английские специалисты сделали вывод, что цель минирования – создание психологической угрозы и нанесение легких повреждений судам без их уничтожения. Аналогичные по смыслу (но не по типу) мины «хлопушки» использовали и американцы при минировании портов Никарагуа в начале года.

14 сентября из Москвы самолетом был доставлен «спецгруз» для МТЩ «Зенитчик». Сразу же начался восстановительный ремонт.

 helicopter_rh53d_02-

             15 сентября в последний день траления «Ленинград» подошел ближе к порту Аден и принял на борт пару вертолетов «Ми-14БТ» с аэродрома Эль-Анад. На вертолетах прилетела вся обеспечивающая группа во главе с полковником Юрием Ососковым. В 16.00 на крейсер прибыл министр обороны НДРЙ бригадный генерал Али Касем, командующий ВМС НДРЙ капитан 3 ранга Ахмед Абдулла Мухаммед. Их сопровождали главный военный советник генерал-майор Ю.Воробьев и капитан 1 ранга А.Миронов. Министр обороны ознакомился с кораблем и поблагодарил моряков за хорошую работу.  Деятельность трального отряда советских кораблей в отличие от операции траления 1974 года в Суэцком заливе, на этот раз не освещалась средствами массовой информации Советского Союза и осталась фактически неизвестной для граждан страны.

16 сентября министр обороны АРЕ А.Абу Газаля заявил, что ряд военных кораблей стран участвующих в «операции по разминированию» Красного моря покинет территориальные воды Египта до конца сентября. Официальный представитель Пентагона М.Бэри подтвердил, что этим сроком ограничивается, в частности, период «работ», которые ведут поиск мин в Красном море ВМС США. Наличие в Красном море большого количества боевых судов западных стран привело к тому, что на неопределенный срок отложена запланированная на 16 сентября конференция министров иностранных дел красноморского бассейна.

 Джибути

порт Джибути

 17 сентября западными представителями было объявлено, что поиск мин в Красном море и Суэцком заливе закончится через две недели, американцы собираются свернуть операцию через два дня. В ходе поисков обнаружена только одна мина неизвестной конструкции, и несколько мин на грунте оставшиеся от войны 1973г. Египетские власти заявили, что сегодня обнаружена еще одна старая мина.

19 сентября в Суэцком заливе на мине подорвалось пассажирское судно из  Саудовской Аравии «Белкис I» («Belkis I» 3114брт) вышедшее для перевозки мусульманских паломников. В момент взрыва шло без пассажиров, повреждений не получило. Это был первый и последний подрыв с 15 августа, после начала широкомасштабного поиска мин.

В двадцатых числах сентября американцы закончили операцию по поиску мин, 25 сентября десантный вертолетный корабль-док «Шривпорт» получивший благодарность от президента, был направлен к побережью Ливана где вновь обострилась обстановка в составе отряда кораблей, в их числе был и авианосец «Америка». На борту «Шривпорта» уже находилось морские пехотинцы из 22-го амфибийного соединения, и корабль обеспечивал экстренную эвакуацию раненых.

 avianos

Авианосец « Америка » США в Суэцком канале

 Завершив траление, отряд советских кораблей две недели отдыхал в Адене. К этому времени по приказу сверху группировку тральных сил расформировали. Тральщики и вспомогательные суда с отдохнувшими экипажами ушли по своим делам. До 28 сентября в Адене оставался отряд боевых кораблей в составе ПКР «Ленинград», БПК «Красный Крым», водолазного судна «ВМ-413», танкера «Иман» и группы противодиверсионных сил и средств. Группа боевых пловцов под командованием капитана 3 ранга А.А.Кононенко успешно справилась с поставленными задачами. Был приобретен опыт работы боевых пловцов в экваториальной зоне, где наблюдался перегрев организма боевого пловца под водой, а также опыт работы в водной среде кишащей акулами. После окончания пятидневных сборов в Индийском океане отряд боевых кораблей ЧФ взял курс в Средиземное море, а затем следовало возвращаться в Севастополь. С главным штабом ВМФ связи небыло, так как командир отряда напрямую замыкался на командира Индийской эскадры и лишь изредка доносил состояние дел на КП штаба Черноморского флота. На эскадре закончился корабельный мазут, который был необходим ПКР «Ленинград» для большого перехода. Остальные корабли обеспечивались дизельным топливом. О нехватке мазута для вертолетоносца капитан 1 ранга Константин Бурковский доложил контр-адмиралу Феликсу Громову. По расчетам командира БЧ-5, при благоприятных условиях плавания мазута ПКР "Ленинград" хватало бы только до Порт-Саида. Далее, если у Порт-Саида крейсер будет поджидать наш танкер - заправка может из-за шторма не получиться. Если же шторм будет сильный - возникнут опасения насчет остойчивости "Ленинграда" - ведь все нижние цистерны будут пусты. На что Громов Бурковскому ответил: "Наполнить топливные цистерны забортной водой!". Такое решение флотоводца удивило многих. Когда "заботливый" совет Громова доложили по команде адмиралу Калинину, информация о состоянии топливных цистерн "Ленинграда" из штаба Черноморского флота поступила в Главный штаб ВМФ и вернулась на крейсер в виде приказа - следовать в Красное море. Здесь, у острова Дахлак, противолодочный крейсер заправился мазутом и питьевой водой от МВТ "Иман".В конце октября отряд боевых кораблей возвратился в Севастополь. Корабли встречал командующий ЧФ адмирал Алексей Калинин и члены Военного совета флота. Многие моряки приказом Главкома были награждены знаками "За боевое траление".

 

Такие же знаки получили авиаторы:

ЛЕТНЫЕ ЭКИПАЖИ:

1. Командир отряда майор О. Ф. Шумаков, штурман отряда капитан А. А. Ломакин

2. Командир экипажа капитан Я. Я. Насыров, штурман экипажа капитан В. А. Попов

3. Командир экипажа капитан В. А. Сидоренко, штурман экипажа капитан А. В.   Кузнецов

4. Командир экипажа майор В. И. Цыбулин, штурман экипажа капитан Л. М. Курдовер

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ЭКИПАЖИ:

Начальник ТЭЧ отряда вертолетов Ка-25бшз майор Н. А. Воробьев

капитан В. А. Комаров

    капитан Ю. Ю. Юрченко

капитан В. Ф. Ваганов

  капитан В. Д. Тормасин

Командира группировки тральных сил капитана 1 ранга Константина Бурковского  Главком наградил персонально ценным подарком - биноклем.

МТЩ «Дизелист» (к-3р. В.И.Кищин) и «Зенитчик» (к-3р. С.В.Никонов) продолжали выполнять задачи боевой службы до 20 октября 1984 года.

3 октября представитель Государственного департамента Алан Ромберг (Alan Romberg) сказал, что не удалось добыть никаких  доказательств, что Ливия установила мины в Красном море, где, по крайней мере, 19 судов были повреждены взрывами в течение трех месяцев. Но он  добавил, что имеется убедительное свидетельство, указывающее, что Ливия была вовлечена в постановку мин у входов в Красное море.  Египетские должностные лица заявили, что хотя найденная 12 сентября британским минерами мина имеет явно советское происхождение, но они не склонны подозревать СССР в установке мин.

В июле-сентябре 1984г. в Красном море и на подходах к Суэцкому заливу на минах поставленных неизвестной страной подорвались и получили повреждения 16 - 19 судов (три факта повреждения по американским данным  были несколько сомнительны) принадлежащих 15 странам, в том числе СССР.  В ходе западной поисковой операции было обнаружено 10 мин, из них 9 обнаруженных французскими тральщиками -  были донными неконтактными минами

находящимися на грунте с войны 1973г., а вот последняя обнаруженная англичанами была одной из «виновниц» кризиса, но она не пролила свет на виновника кризиса.

Список судов пострадавших от мин в июле-сентябре 1984г. в районе Красного моря.

1. 9 июля контейнеровоз «Кнуд Есперсен» 8815 брт СССР
2. 27 июля «Meyo Maru» 17380 брт Япония
3. 27 июля «Medea Sey» 14136 брт Либерия
4. 27 июля контейнеровоз «Este» 4627 брт Панама
5. 28 июля «Bigoringe ХII» 846 брт Панама
6. 28 июля танкер «Valencia» 77604 брт Испания
7. 28 июля «Linera» 9485 брт Кипр
8. 31 июля «Peruvian Riffer» 6010 брт Багамские о-ва
9. 31 июля «Hyu Yang» 9913 брт Китай
10. 2 августа «Crete Corall» 11849 брт Греция
11. 2 августа «Margul» 5918 брт Турция
12. 2 августа «George Schuman» 7723 брт ГДР
13. 2 августа «Dai Hong Dan» 6608 брт КНДР
14. 3 августа контейнеровоз «Tang He» 16108 брт Китай

15. 6 августа рыболовецкий траулер «Бастион» 633брт СССР.

16. 11 августа грузовое судно «Jozef Wybicki» («Юзеф Любицкий») 8644брт  Польша.

17. 15 августа танкер «Theoupolis» («Тиополис») 11765брт Кипр.

18. 19 сентября пассажирское судно «Belkis I» («Белкис») 3114брт Саудовская Аравия.

Всего 221 178 брт.

Сюда не входит подорванный экипажем 5 августа танкер «Olympic Energy» («Олимпийская Энергия») Либерия.

Неясна история с  БМРТ «Малахов курган» СССР.

Небольшие разночтения в собственниках, так по некоторым сведениям одно из судов было датским, но это могло быть также как и у панамского контейнеровоза «Este» фактический владелец был из Сингапура.

 

 

 

Домашняя ] 1. 1-я страница ] 2. 1-2. Место встречи ] 3. 2. Корабли ПСК ] 4. 3. Флот и космос ] 5. 3-1. Прототип Бурана ] 6. 3-2. Космический старт ] 7. 3-3. -опыт пригодится ] 8. 3-4. Бригада ПСК ] 9. 4. Концепция присутствия ] 10. 5. Оперативные эскадры ] 11. 5-2. 8-я оперативная ] 12. 6. 8-я - начало ] 13. 7. Флот - инструмент ] 14. 8. Бунт в метрополии ] 15. 9. Миссия ВМФ-71 ] 16.10. СССР в Сомали ] 17. 11. ВМФ на Маврикии ] 18. 12. ВМФ на Сейшелах ] 19. 13. Горячее море ] 20. 13-1. СССР и Эфиопия ] 21. 13-2. ВМФ Эфиопии ] 22. 13-3. ВМФ и Эфиопия ] 23. 13-4. Эфиопия до вторжения ] 24. 13-5. БД на море - 77-78 ] 25. 13-6. Создание ПМТО ] 26. 13-7. Новый ВМФ Эфиопии ] 27. 13-8. ВМФ СССР в 80-х ] 28. 13-9. Минный кризис ] [ 29. 13-10. Суэцкий канал ] 30. 13-11. Корабли - разминирование ] 31. 13-12. Авария К-175 ] 32. 13-13. История АПЛ ] 33. 13-14. Переворот в Адене ] 34. 13-15. Последний бой ] 35. 13-16. БД на Красном море ] 36. 13-17. БД -  90-91 ] 37. 13-18. Эвакуация ПМТО ] 38. 13-19. Страховой полис ] 39. 13-20. Конец ПМТО ] 40. 14. Корабли БС ] 41. 14-1. Случайно ] 42. 15. Разведчик - корабль ] 43. 16. Наследники Казарского ] 44. 17. Персидская эпопея ] 45. 17-1. Персидский залив ] 46. 17-2. Боевые мили ] 47. 17-3. Танкерная война ] 48. 17-4. Вахта в Персидском ] 49. 17-5. Рядом с опасностью ] 50. 17-6. Рецидив ] 51. 17-7. Трагедия над заливом ] 52. 17-8. Уроки войны ] 53. 17-9. В сложной обстановке ] 54. 17-10. Вахты Заряда ] 55. 17-11. В южных широтах ] 56. 17-12. Горячим фарватером ] 57. 17-13. Стойкость. Выдержка. Мастерство ] 58. 17-14. Трудные мили ] 59. 17-15. MOSCOW NEWS ] 60. 18. Золотые корабли ] 61. 19. Визит Хронопуло ] 62. 20. БДК Томский КСМ ] 63. 21. Визиты кораблей ] 64. 22. Ходили мы походами ] 65. 23. Поход в Индию ] 66. 24. Доставка штаба ] 67. 24-2. Десант на Сокотру ] 68. 24-3. Десант-80.avi ] 69. 25. К любимой ] 70. 26. Командование эскадры ] 81. 27-1. НШ эскадры ] 82. 27-2. Заместители КЭ. ] 83. 27-3. Начальники ПО ] 84. 28. Заместители НШ. ] 85. 28-1. Ф ЭМЧ ] 86. 28-2. Ф Бч-1. ] 87. 28-3. Ф Бч-2. ] 88. 28-4. Ф Бч-3. ] 89. 28-5. Ф Бч-4, СБС. ] 90. 28-6. ЗНШ-АВ - ГМО ] 91. 28-7. Ф РТС, Бч-7. ] 92. 28-8. Ф СПС - НСЧ ] 93. 28-9. Ф ПВО. ] 94. 28-10. Ф ПМТО. ] 95. 28-11. Ф Разведки. ] 96. 28-12. Ф РЭБ ] 97. 28-13. Ф ХС. ] 98. 28-14. Ф МС. ] 99. 28-15. Ф ОО. ] 100. 29-1. ПО ] 101. 30. ИстЖурнал эскадры ] 102. 31. Ревием ] 103. 31-1. ВМФ афера ] 104. 31-2. Куда ушел П-Павловск ] 105. 31-3. Под Андреевским ] 106. 32. Литература ] 122. 38-1. фото Балко М.В. ] 126. 38-2. Фото Петеримов Н.Г. ] 128. 38-3. Фото Умнов В.П. ] 130. 38-5. Фото Коваленко В.П. ] 131. 38-6. Фото Лихацкий Ю.В. ] 135. Ошибка с БДК-98 ]

Литературное дополнение к сайту