8-я

оперативная эскадра кораблей

 

(хроника создания  в зоне Индийского океана

8-й  оперативной эскадры кораблей ВМФ)  1967 – 1992 гг.

 

 

 

 

 

Хроника «минного кризиса»

               в Красном море в 1984г.

В 1984 году произошли два серьезных инцидента на море связанные с незаконным минированием водных путей в международных и территориальных водах. Почти три десятка кораблей и судов получили повреждения, среди экипажей были убитые и раненые. В одном случае виновник «минного кризиса» был установлен – им оказался «оплот демократии» США, виновника второго установить не удалось, противоположные стороны обвиняли друг друга, но так как доказательств ни у одной стороны не оказалось, каждый остался при своем мнении.

Из-за обострения ирано-иракского конфликта и растущей напряженности в районе Персидского залива число судов, проследовавших через Суэцкий канал за май-июнь 1984г. по сравнению с апрелем, сократилось в среднем на 10 процентов. Вслед за этим канал получил еще один серьезный удар.

В начале июля в Суэцком заливе и Красном море на минах начали подрываться транспортные корабли. 9 июля подорвалось на мине первое судно, оно было советское - контейнеровоз ЧГМП «Кнуд Есперсен» (класса Po-Po, датской постройки (B&W) 1979г., 8815брт).

26 июля в СССР с официальным ответным визитом прибыл командующий ВМС НДРЙ майор А.А.Мухаммед, 27 июля он встретился с ГК ВМФ СССР Адмиралом Флота Советского Союза С.Г.Горшковым.  На встрече обсуждались и таинственные взрывы в Красном море, и как результат сразу после отъезда командующего ВМС НДРЙ началась подготовка отряда траления к выходу в район Красного моря.

А ситуация на Африканском Роге осложнялась, сообщения о подрывах следовали одно за другим.  В течение 27 июля три судна японское «Meyo Maru» (17380 брт), либерийское «Medea Sey» (14136 брт) и панамский контейнеровоз «Este» (4627 брт). На следующий день28 июля еще три – панамское «Bigoringe ХII» (846 брт), испанский танкер «Valencia» (77604 брт) и кипрское судно «Linera» (9485 брт).  Три из них были  зафрахтованные американскими компаниями, два грузовых и танкер, принадлежащий Amoco (компания - Standard Oil of Indiana), были повреждены к югу от входа в Суэцкий канал.

30 июля западные средства массовой информации объявили главными подозреваемыми в установке мин Ливию и Иран. Иран имеет на вооружении несколько типов морских мин: собственного изготовления типа  Myam и советского производства полученных через Ливию, Сирию и Югославию (по западной терминологии – «Краб», АМА-1, М-70 и др.) Ливия имеет на вооружении также несколько типов морских мин, в том числе итальянского и советского производства.

31 июля в Красном море от подрывов получили повреждения еще два судна -  «Peruvian Riffer» (6010 брт) с  Багамских островов и китайское «Hyu Yang» (9913 брт). В этот же день правомусульманская организация "Аль-Джихад" заявила, что это она установила 190 мин в Суэцком заливе  и у южного входа в Красное море, чтобы наказать "империалистов" за их одобрение расширения ирано-иракской войны. Директор Суэцкого канала опроверг сообщения, что канал был заминирован. Египетские власти осуществили остановку нескольких иранских судов, для поиска на них минных устройств на подходах к каналу.

1 августа, после подрывов ряда судов и заявления организации "Аль-Джихад" туда была направлена первая небольшая в 15 человек американская команда экспертов минной войны.

2 августа четыре судна были повреждены минами в Красном море, страховое агентство Lloyd  сообщило, цитируя  капитана Голландского судна,  что он попал в минном поле. Одно из судов было сильно повреждено. Всего в этот день подорвались греческое «Crete Corall» (11849 брт), турецкое «Margul» (5918 брт), судно из ГДР «George Schuman» (7723 брт) и северокорейское «Dai Hong Dan» (6608 брт). И в продолжение к этому списку 3 августа пострадал китайский контейнеровоз «Tang He» (1982г., 16108 брт). Большинство взрывов мин произошло в 20-200 метрах от судов на глубине от 100 до 300 метров. Корабли получили повреждения различной степени, от легких, до серьезных.

4 августа советские люди узнали о подрывах на минах кораблей разных стран, в газете "Правда" был помещен материал собственного корреспондента «Правды» В.Пересада - «Взрывы в Суэцком заливе»: "В Суэцком заливе Красного моря, через которые следуют суда, пользующиеся Суэцким каналом, произошло несколько взрывов.

 suez_016_m

проводка каравана через Суэцкий канал

 Глава администрации канала М. Эззат  Адиль категорически опроверг версию западной печати, поспешившей объявить, что, мол, причиной взрывов могут быть мины, оставшиеся после ближневосточной войны 1973 года, а также исключил возможность наличия минных устройств в Суэцком канале. По имеющимся данным, взорвавшиеся заряды были значительно меньшей мощности, чем стандартные военно-морские мины, и находились ближе не к створу канала, а к зоне, где при участии западных компаний ведется морская разведка нефти. Как стало известно, ответственность за взрывы в Суэцком заливе взяла на себя нелегальная правомусульманская организация "Аль-Джихад", представитель которой уведомил об этом по телефону агентство "Франс Пресс" в Париже. Поскольку под таким названием действуют религиозно-политические группировки в ряде стран Ближнего и Дальнего Востока - ее национальная принадлежность осталась невыясненной. Звонивший  заявил, что установка взрывных устройств,  произведена  "в знак протеста против действий тех империалистических сил, которые используют в своих интересах ближневосточную нефть и в то же время способствуют раздуванию ирано-иракского конфликта. В заявлении для журналистов премьер-министр АРЕ К. X. Али подтвердил, что взрывы имели место не в Суэцком канале, а в заливе, который простирается к югу от канала и частично входит в зону международных вод. Он сказал, что правительство расследует причины взрывов. Как здесь отмечают, ирано-иракский вооруженный конфликт обуславливает сохраняющуюся напряженность в регионе, вследствие чего стали возможны случаи установки мин в Красном море, препятствующих нормальному судоходству". («Правда» 04.08.1984г.) Согласно заявлению представителя "Аль Джихад" в Красном море было установлено около 190 минно-взрывных устройств. Между тем, обозреватели арабских газет поставили под сомнение возможность минирования обширных участков моря подпольной организацией, которая вряд ли располагает собственным морским транспортом и соответствующими техническими средствами. По их мнению, вероятнее всего, установку мин произвело прошедшее по трассе судно какого-то государства. Выяснением обстоятельств взрывов в Египте занялась специально созданная правительственная комиссия.  Печать ближневосточных стран высказала различные предположения по поводу того, кем разбросаны мины и кому это выгодно. В связи, с чем обратило на себя внимание комментарий  газеты "Аль-Фаджер", издающейся в Объединенных Арабских Эмиратах. В нем подчеркивалось, что на подобные террористические действия способны, прежде всего, Соединенные Штаты Америки, которые стремятся распространить напряженность, раздуваемую ими в Персидском заливе, еще на один крупный регион. СССР тоже не мог оставаться в стороне.

 ком чф адмирал калинин

выступает Командующий КЧФ  адмирал Калинин А.М.

  Командующий ЧФ адмирал А.М.Калинин получил распоряжение от ГК ВМФ СССР адмирала флота С.Г.Горшкова подготовить группировку кораблей для направления в район Красного моря для участия в минно-поисковой операции.

 

бдк илья азаров

                        Большой десантный корабль проекта 1171 "Илья Азаров"

(до 25 мая 1982 года - "БДК-104")

           (после 10 января 1996 года - украинский БДК а затем транспорт "Ровно"["Рiвне"])

1969 – 2004

Заложен на ССЗ "Янтарь" в Калининграде 17 октября 1969 года. (заводской номер 300, группа 3)
Спущен на воду 31 марта 1970 года. Вступил в строй 10 июня 1971 года и вошел в состав ЧФ.
Корабль передан Украине (бортовой номер U401) и переоборудован в войсковой транспорт. (бортовой номер U762).Летом 2004 года находился в Керчи на ремонте при отсутствии финансирования.
Согласно распоряжение Кабинета Министров Украины N 875-Р от 30 ноября 2004 года подлежит исключению из состава ВМСУ.

 

Водоизмещение: 3040/4650 т. Размерения: длина - 113.1 м, ширина - 15.6 м, осадка - 4.5 м.

Силовая установка 2*4500 л.с. дизели 58А-3, 2 винта .Вместимость 47 единиц техники и 440 чел
Вооружение: 1 х 2 - 57-мм ЗИФ-51Б, ЗУР "Стрела", 2*30 122 мм ПУ НУРС МС-73"Град-М"
Скорость хода 16.5 узла, дальность плавания 4800 миль при 16 узлах.

Экипаж 69 человек.

ленинград

Противолодочный крейсер "Ленинград"

1965 - 1995

Заложен 15 января 1965 года на нулевом стапеле Николаевского судостроительного завода № 444 имени И.И.Носенко.
Спущен на воду 31 июля 1966 года. Военно-морской флаг поднят 15 декабря 1968 года.
Приемный акт подписан 22 апреля 1969 года.
В 1974 году корабль участвовал в разминировании Суэцкого залива.с 10 апреля 1977 по 18 сентября 1978 года корабль проходил средний ремонт на ЧСЗ в Николаеве.
В июне 1980 года крейсер в рамках дальнего плавания вокруг Европы на Балтику и обратно побывал в Ленинграде C 5 августа по 9 сентября 1985 года проходил текущий ремонт на Севморзаводе (г.Севастополь), а затем на ЧСЗ в Николаеве (с 25 декабря 1985 по 25 августа 1987 года)
24 июня 1991 года корабль исключили из состава флота, а в канун нового года окончательно расформировали экипаж.
Церемония спуска флага прошла 5 декабря 1992 года, после чего разукомплектованный крейсер отбуксировали в глубь Северной бухты - к причалам Троицкой балки. Там "Ленинград" простоял еще несколько лет, пока в ночь на 24 августа 1995 года его не увели на буксире в Индию, где предполагалась разделка корабля на металл.


Водоизмещение: стандартное 11920 т., полное 15280 т. Размерения 189.0/176.0x34.0x7.5/7.7 м.
Воружение: 14 вертолетов (12 Ка-25ПЛ, 1 Ка-25ЦУ и 1 Ка-25ПС), РПК-1 "Вихрь", 2 РБУ-6000, 2x5 533мм ПТА-53-1123, ЗРК М-11 "Шторм", 2x2 57 мм ЗИФ-72 (АК-725).
Механизмы 2 ГТЗА ТВ-12 и 4 паровых котла КВН-95/64, мощность ГЭУ 90000 л.с. 2 винта. Скорость полного хода 28,5 узлов. Дальность плавания около 9000 миль.

Экипаж 130 офицеров, 160 старшин и 410 матросов.

                флагман – крейсер ПЛО «Ленинград» и для его охраны БПК «Красный Крым» из состава 30-й дивизии надводных кораблей,МТЩ «Зенитчик» и «Дизелист» из 418 дивизиона 92 бригады траления ОВР ЧФ, БДК «Илья Азаров», ГИСУ «Океан», водолазное судно «ВМ-413» и суда обеспечения – СМТ «Иман» и танкер грузинского пароходства «Гори». Возглавил отряд тральных сил начальник штаба 30-й дивизии надводных кораблей капитан 1 ранга Константин Бурковский.

 

бпк красный крым

Большой противолодочный корабль проекта 61 "Красный Крым"

1968 – 1996

23 февраля 1968 года заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве (заводской № 1712),
спущен на воду 28 февраля 1969 года и 9 февраля 1970 года зачислен в списки кораблей ВМФ,
вступил в строй 15 октября 1970 года и 20 октября 1970 года включен в состав КЧФ.
с 15 по 19 мая 1971 года и с 1 по 29 февраля 1972 года, находясь в зоне военных действий,
выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта.
с 3 по 7 июля 1975 года нанес визит в Тулон (Франция), с 14 по 19 октября 1976 года - в Сплит (Югославия), с 5 по 9 августа 1977 года - в Констанцу (Румыния), с 12 по 16 августа 1985 года -в Тунис и с 11 по 14 июня 1990 года - в Таранто (Италия). В период с 6 октября 1978 года по 28 августа 1983 года прошел на "Севморзаводе" в Севастополе капитальный ремонт.
1 июня 1992 года корабль переклассифицирован в СКР, и он числится в составе 30-й  дивизии надводных кораблей с бортовым номером 814 , 4 июня 1993 года "Красный Крым" исключен из состава ВМФ.

 С 11 февраля 1994 года расформировывается экипаж гвардейца, с корабля демонтируют вооружение и оборудование, а последний командир "Красного Крыма" - капитан 2 ранга А.Ю. Ломов спускает с него флаг.
Вскоре СКР продают на слом в Индию. 3 апреля 1996 года в 16.00 обреченный фрегат был выведен из бухты буксиром "Гепард". С 30 июня 1970 года корабль носил гвардейский Военно-морской флаг, унаследованный от одноименного крейсера ЧФ.


Водоизмещение: полное 4390, стандартное 3400 т; длина 144 м, ширина 15,8 м, осадка 4,6 м.
Мощностъ ГТУ 4х 18 000 л.с.; скорость хода: максимальная 34, экономическая 18 уз.; дальность плавания экономическим ходом 3500 миль.
Вооружение: 2x2 ПУ ЗРК "Волна", 2x2 76,2-мм АК-726 орудия, 1x5 533-м ТА, 2x12 РБУ-6000 (90 РГБ-60), 2 РБУ-1000 (24 РГБ-10), 1 вертолет Ка-25.

 Экипаж 266 человек, в том числе 22 офицера.

 

912_u_pirsa

МТЩ «Зенитчик»

 

266m-3

МТЩ «Дизелист»

 

04052002_Tral1

МТЩ «контр-адмирал Хорошкин»

 На месте к отряду с ЧФ должны присоединиться корабли ТОФ – МТЩ «Контр-адмирал Хорошкин» и БМТ «Владимир Колечицкий». Общее число занятых в тралении военнослужащих было около 3000 человек.

 колечицкий

БМТ «Владимир Колечицкий».

 5 августа в центральной части Красного моря (18,25N 40,10E) подорвался крупнотоннажный либерийский танкер «Olympic Energy» («Олимпийская Энергия»), получивший крупную пробоину в левом борту. Его повреждения оказались самыми серьезными  в ряде взрывов на водном пути, где было повреждено, пять других судов с четверга – 2 августа.

 Image3

  Саудовские вертолеты сняли с дрейфующего танкера 22 члена экипажа. До этого корабли подрывались в Суэцком заливе и у входа в Баб-эль-Мандебский пролив. Но как впоследствии оказалось, таинственные мины были не причастны к этому случаю. Решив воспользоваться суматохой, экипаж сам умышленно подорвал свое судно с целью получения страховой премии.

6 августа в районе Красного моря подорвался советский рыболовецкий траулер «Бастион» (633брт) с рыбой.  Но  достоянием гласности этот эпизод стал позднее. Только 11 августа страховая компания Ллойд сообщила о его подрыве.  К слову сказать, информация о подрыве китайских и японского судна тоже была обнародована спустя некоторое время. «Бастион» был вторым, после контейнеровоза «Кнуд Есперсен», советским судном пострадавшим от подводных взрывов. Но нельзя обойти вниманием и того, что встречается информация о трех советских судах пострадавших от мин в этот период в этом районе.  В книге «65 лет на страже Родины. История краснознаменного соединения кораблей охраны водного района главной базы черноморского флота». Второе издание. - Владимир, 2004г. Говорится. что в августе 1984 года в Красном море подорвался на мине также советский БМРТ «Малахов курган». В общем, информация эта нуждающаяся в проверке.

6 августа Египет обратился к США, Англии и Франции за помощью, в устранении минной опасности.

7 августа в Москве Министр обороны СССР Маршал Советского Союза Д.Ф.Устинов принял прибывшего в СССР Министра обороны НДРЙ бригадного генерала Салеха Муслеха Касема. И их беседа касалась ситуации вокруг «минного кризиса» в Красном море, особенно у побережья Южного Йемена .Несмотря на оптимистичные заявления египетских властей, что взрывы не сказались на судоходстве в Суэцком канале, в середине августа интенсивность движении упала до 42 судов в день против нормы 60 судов. Египет, как и в конце 60-х – начале 70-х годов оказался под угрозой на неопределенное время потерять канал, а вместе с ним и источник поступлений в казну. Ежегодно им проходило около 22000 судов под флагом более 100 государств мира, что только в 1983-1984 финансовом году дало Египту 1,1 миллиард долларов чистой прибыли.  Соединенные Штаты сообщили о своем активном участии в расследовании причин взрывов в Красном море и направлении своих кораблей. Франция и Англия сообщили также о своем участии в операции поиска мин. Иранское правительство опровергло, свою причастность к минированию.

8 августа с целью обеспечения дополнительной безопасности навигации, египетские власти проводят выборочный досмотр судов следующих через Суэцкий канал. Так египетские патрульные корабли остановили и обыскали два иранских торговых судна. Значительная часть красноморского побережья АРЕ патрулируется группой военных кораблей-тральщиков. Согласно сообщениям западных агентств ливийское судно стало главным, подозреваемым в минировании.  Только 8 августа было сообщено, что на минах здесь подорвались 2 китайских торговых корабля (31 июля и 3 августа), вместе с ними общее число подорвавшихся судов достигло 15 единиц.

9 августа между США, Англией и Францией начались консультации по вопросу о переброске воинских формирований в Египет, для обезвреживания Суэцкого залива. Англия направила в зону Суэцкого залива из  восточной части Средиземного моря 4 тральщика. Для поиска мин там  уже находятся 4 египетских тральщика, американское гидрографическое судно «Харкнесс» и 4 вертолета-тральщика.  В этот же день было сообщено, что в заливе подорвалось и японское судно (27 июля).   9 августа корабли отряда траления на ЧФ получили боевой приказ. Согласно приказу следовало провести работы по разминированию Красного моря южнее параллели 15º, у островов Дахлак, в Баб-эль-Мандебском проливе, а также по просьбе правительств ЙАР и НДРЙ на подступах к порту Ходейда и Аден. Выход на боевую службу – 18 августа. Получалось,  что на всю подготовку отводилось всего 9 суток, срок просто ничтожный. Обычно для подготовки корабля к дальнему походу требовалось 45 суток, на случай внезапности – 15 суток.

10 августа из Тулона вышли 3 боевых корабля ВМС Франции из них 2 тральщика, они направились в район Красного моря. К ним в скором времени должен присоединиться еще одно судно из Бреста. В Красном море находится один советский тральщик. Президент Египта Мубарек заявил, что он закроет Суэцкий канал для судов угрожающих свободному судоходству. Египетская газета «Аль Ахрам» обвинила в минировании Иран и Ливию. Эти страны отвергли обвинение и в свою очередь обвинили – США. По сообщениям из Тегерана премьер-министр Ирана М. Хосейн Мусави выступил с заявлением, в котором отверг намеки западной прессы на причастность Ирана к установке мин в Красном море. Кроме того, иранский духовный лидер Хомейни также опроверг причастность Ирана в минировании и  выступил с осуждением членов правительства,  которые ранее высказывали одобрение минированию Суэцкого залива и произошедшим взрывам.  В коммюнике иранского МИД говорится - ответственность за эту акцию. была возложена на США и Израиль. В нем говорится, что именно американский агрессор, который уже продемонстрировал свои варварские цели минированием портов Никарагуа, совместно с Израилем осуществил заговор, направленный на дестабилизацию обстановки в Красном море и усиления в регионе своей военно-морской группировки.

          Утром 11 августа у южного входа  в Красном море, приблизительно в 150 милях к северу от Баб-эль-Мандебском пролива, на мине подорвалось польское грузовое судно «Юзеф Любицкий» («Jozef Wybicki» 8 644брт), повреждено машинное отделение. Это 17 судно, подорвавшееся в этом районе, в их числе корабли СССР, ГДР, КНДР, КНР. Из ВМБ Рота (Испания) вышел десантный вертолетный корабль-док «Шривпорт» LPD 12 с 3 вертолетами-тральщиками на борту. Перед этим ему пришлось в экстренном порядке высадить находящихся на борту морских пехотинцев и загрузить вертолеты-тральщики. Корабль пересек Средиземное море и прошел  Суэцкий канал в рекордное время, чтобы участвовать в операции «Интенсивный Взгляд».

LHD_2_(2)s

 12 августа в Каире состоялась встреча Президента Египта  Хосни Мубарака и его министра обороны с иракским министром иностранных дел Тариком Азизом, чтобы обсудить проблему минирования вод Красного моря. Азиз  - обвиняет Иран в установке мин.  При этом следует учитывать, что именно Ирак проводил минирование вод и иранских портов в Персидском заливе, а Иран в этот период там постановок мин не осуществлял.  Франция направила в Красное море дополнительно 2 тральщика. Египет попросил прислать свои корабли Италию, свою помощь предложили Греция и Голландия.

13 августа Саудовская Аравия сообщила о своей просьбе к США оказать помощь в ликвидации мин в Красном море. США и Египет сообщили о снятии  ранних обвинений, что Иран является ответственным за минирование. В немалой степени. это связано с перемещением паломников через канал к месту поклонения в Мекке.  Как сообщили информагентство АП, Пентагон принял решение направить в район Красного моря еще 3 вертолета-тральщика, которые будут работать у портов Саудовской Аравии, они отправлены в дополнение к 4 вертолетам-тральщикам отправленных приблизительно неделей ранее для помочи египетским усилиям по поиску мин в Суэцком заливе. Группу вертолетов сопровождают 100 американских военнослужащих, которые как планируется, будут размещены на направляющемся в Красное море из Индийского океана корабле ВМС США «Делассел».

 normal_bergestahl

 15 августа вечером в южной части Красного моря на мине подорвалось кипрское судно «Тиополис» (Theoupolis) в 11765 тонн, большие повреждения в машинном отделении. Это 18 судно, пострадавшее от мин.  По официальным данным страхового отдела Ллойда из Лондона с 9 июля по 15 августа в регионе подорвалось 18 судов, из них 4 - в Суэцком заливе, а 14 - в Баб-эль-Мандебском проливе и Красном море.  В числе поврежденных были греческие, турецкие, восточногерманские, польские, датские, китайские и японские суда. Судоходные компании многих государств мира, обеспокоенные взрывами, стали избегать Суэцкого канала. Сокращение грузооборота привело к закрытию в регионе даже некоторых портов. Так, находящийся на большой торговой дороге (Стамбул, Суэц, Сингапур) порт Аден (НДРЙ) после подрыва там двух судов, из-за опасности повторных взрывов оказался блокированным, заходить туда не решались, не смотря на проводившееся усиленное патрулирование территориальных вод Южным Йеменом.  В этой связи нелишне будет вспомнить, что Южный Йемен вызывал большое раздражение у США и его союзника в этом регионе Саудовской Аравии из-за его тесных контактов  с СССР.

 %20jj%20hsevv%20evuefo%20aatmjqgrd

Плавбаза подводных лодок «Волга» ЧФ

 Незадолго до начала «минного кризиса», летом 1984г. в НДРЙ  прибыл главком ВМФ СССР С.Г.Горшков, в районе Адена он провел советско-йеменские морские учения. За тем Горшков на встрече  с руководством НДРЙ наметил постройку маневренной базы для советских подводных лодок в Адене, и заключил на 30 лет договор о сотрудничестве.  Все это не могло не остаться без внимания американской администрации. ЦРУ при президенте Рейгане продолжило тайные полувоенные акции  в этом районе, начатые еще при Картере.

Главком ВМФ Адмирал Флота СССР С.Г.Горшков на борту  БПК «Ташкент» в порту Аден

 

             При этом американская разведка направляла группы для совершения диверсий с целью парализовать экономику страны. Так в марте 1982г. группа из 13 йеменцев, субсидированная ЦРУ и направленная в страну для организации диверсий была захвачена. Эта акция проводилась совместно с разведкой Саудовской Аравии. На допросе йеменцы признались, что их подготовкой руководило ЦРУ. На суде диверсанты признали себя виновными в нелегальном ввозе взрывчатки с целью разрушения нефтяных установок и других важных объектов, они также признали, что их субсидировало ЦРУ. Так что нельзя исключать, что именно ЦРУ опять могло осуществить минирование в Баб-эль-Мандебском проливе и в районе Адена. Ведь после огласки фактов минирования портов Никарагуа агентами ЦРУ, на заседании комитета по внешней разведке советник президента по национальной безопасности Роберт Макфарлейн подводя итоги инциденту с минированием, заявил: «Вы должны смотреть в будущее и, основываясь на опыте прошлого, сделать все, чтобы не повторять тех же ошибок, если придется столкнуться с подобной ситуацией». Мусульманская экстремистская группа, которая утверждает, что минировала Красное море, угрожала вновь показать свою силу "еще раз", после того как  конвой из 5 британских и французских минных тральщиков и двух судов поддержки, прошел через Суэцкий канал, направляясь в Суэцкий залив. В Вашингтоне, Пентагон сказал, что океанографическое судно ВМС США, находящееся в Красном море для поиска мин натолкнулся на подозрительные объекты, но как оказалось.  это был железный хлам.

16 августа в Красное море через Суэцкий канал прошел американский  десантный вертолетный корабль-док «Шривпорт», несущий на борту  3 вертолета-тральщика и 200 военнослужащих. Он присоединится к прошедшим вчера 5 английским и 2 французским военным кораблям, туда же переброшены 4 американских вертолета-тральщика и 120 военнослужащих.

 helicopter_rh53d_03-

 17 августа 3 вертолета-тральщика ВМС США с «Шривпорта» начали операцию «Интенсивный Взгляд» (Intense Look) по поиску мин у порта Джидда (Саудовская Аравия). Они пытаются выяснить, что является причиной 22 подводных взрывов в Суэцком заливе и Красном море, с начала июля 19 из них  привели к повреждению  коммерческих судов. Британские и французские минные корабли также принимают участие в поиске.   Иран предупредил, что он примет ответные меры, если его суда будут подвергать обыскам  в Суэцком канале.

Из Севастополя в Красное море вышли БДК «Илья Азаров» с тральным имуществом (шнуровые заряды, боекомплекты гранат, артиллерийские снаряды, стрелковое оружие, снаряжение для водолазов) и ГИСУ «Океан» с группой специалистов-гидрографов для развертывания на берегу и на кораблях теодолитных постов и штурманским оборудованием, предназначенным для точной координации боевого траления. Раздельный выход отряда кораблей был из-за того, что СССР имел право проводить через Босфор и Дарданеллы в сутки не более трех вымпелов. Заявка на проход через проливы подавалась через МИД за семь суток.

18 августа операция по поиску мин идет полным ходом, в северной части моря поиск ведут 4 британских ТЩ, в южной части – вертолеты-тральщики ВМС США, из порта Джидда для траления вышли 2 французских тральщика. В скором времени из Англии ожидается прибытие транспортного самолета с водолазами.

 Безымянный

Большой десантный корабль проекта 1171 "Илья Азаров" (до 25 мая 1982 года - "БДК-104")

(после 10 января 1996 года - украинский БДК а затем транспорт "Ровно"["Рiвне"])

1969 - 2004

Заложен на ССЗ "Янтарь" в Калининграде 17 октября 1969 года. (заводской номер 300, группа 3)
Спущен на воду 31 марта 1970 года. Вступил в строй 10 июня 1971 года и вошел в состав ЧФ.
Корабль передан Украине (бортовой номер U401) и переоборудован в войсковой транспорт. (бортовой номер U762)
Летом 2004 года находился в Керчи на ремонте при отсутствии финансирования.
Согласно распоряжение Кабинета Министров Украины N 875-Р от 30 ноября 2004 года подлежит исключению из состава ВМСУ.


Водоизмещение: 3040/4650 т. Размерения: длина - 113.1 м, ширина - 15.6 м, осадка - 4.5 м.
Силовая установка 2*4500 л.с. дизели 58А-3, 2 винта. Скорость хода 16.5 узла, дальность плавания 4800 миль при 16 узлах.
Вместимость 47 единиц техники и 440 чел.
Вооружение: 1 х 2 - 57-мм ЗИФ-51Б, ЗУР "Стрела", 2*30 122 мм ПУ НУРС МС-73"Град-М".

 Экипаж 69 человек.

 

Из Севастополя вышел в Красное море ПКР «Ленинград» (к-1р. А.Н.Васильев) совместно с БПК "Красный Крым" (к-2р. И.В.Пашков) под командованием НШ 30-й дивизии надводных кораблей ЧФ. В поход на крейсере пошли 2 вертолета «Ми-14БТ» с отстыкованными лопастями на полетной палубе и  5 - «Ка-25БТ» из 872-го ОПЛВП и 5 – «Ка-25ПЛ» из 78 ОКПЛВП.

Кроме того на ПКР «Ленинград» в Красное море вышла и группа боевых пловцов отряда, в составе 10 человек под командованием капитана 3 ранга А.А.Кононенко.

19 августа 3 американских вертолета-тральщика ведут к поиск мин в прибрежных водах Саудовской Аравии, 4 вертолета-тральщика и 4 египетских тральщика работают в Суэцком заливе. Мин не обнаружено.  Франция к 2 находящимся в Суэцком заливе кораблям направила еще 2 корабля.

21 августа в порту Марселя (Франция) французская таможня и военная полиция обыскала ливийское грузовое судно «Ghat» которое обвиняется в постановке мин в Красном море.

Это единственное ливийское судно прошедшее 6 июля из Средиземного моря через Суэцкий канал и задержавшееся в водах в течение двух недель в начале июля. По прибытию в Триполи команда на нем была заменена на другую. Позже после обнаружения британскими водолазами мины, американские аналитики заключили, «Ghat» вышел с военной командой, включая командира ливийского минного дивизиона, и сделал более длинный, чем обычно рейс  к порту Асэб (Эфиопия) и обратно, в ходе которого и установили мины. Однако твердых фактов не было, и даже после осмотра судна французами обнаружить их не удалось, и корабль отбыл по своему маршруту.

 

 

Домашняя ] 1. 1-я страница ] 2. 1-2. Место встречи ] 3. 2. Корабли ПСК ] 4. 3. Флот и космос ] 5. 3-1. Прототип Бурана ] 6. 3-2. Космический старт ] 7. 3-3. -опыт пригодится ] 8. 3-4. Бригада ПСК ] 9. 4. Концепция присутствия ] 10. 5. Оперативные эскадры ] 11. 5-2. 8-я оперативная ] 12. 6. 8-я - начало ] 13. 7. Флот - инструмент ] 14. 8. Бунт в метрополии ] 15. 9. Миссия ВМФ-71 ] 16.10. СССР в Сомали ] 17. 11. ВМФ на Маврикии ] 18. 12. ВМФ на Сейшелах ] 19. 13. Горячее море ] 20. 13-1. СССР и Эфиопия ] 21. 13-2. ВМФ Эфиопии ] 22. 13-3. ВМФ и Эфиопия ] 23. 13-4. Эфиопия до вторжения ] 24. 13-5. БД на море - 77-78 ] 25. 13-6. Создание ПМТО ] 26. 13-7. Новый ВМФ Эфиопии ] 27. 13-8. ВМФ СССР в 80-х ] [ 28. 13-9. Минный кризис ] 29. 13-10. Суэцкий канал ] 30. 13-11. Корабли - разминирование ] 31. 13-12. Авария К-175 ] 32. 13-13. История АПЛ ] 33. 13-14. Переворот в Адене ] 34. 13-15. Последний бой ] 35. 13-16. БД на Красном море ] 36. 13-17. БД -  90-91 ] 37. 13-18. Эвакуация ПМТО ] 38. 13-19. Страховой полис ] 39. 13-20. Конец ПМТО ] 40. 14. Корабли БС ] 41. 14-1. Случайно ] 42. 15. Разведчик - корабль ] 43. 16. Наследники Казарского ] 44. 17. Персидская эпопея ] 45. 17-1. Персидский залив ] 46. 17-2. Боевые мили ] 47. 17-3. Танкерная война ] 48. 17-4. Вахта в Персидском ] 49. 17-5. Рядом с опасностью ] 50. 17-6. Рецидив ] 51. 17-7. Трагедия над заливом ] 52. 17-8. Уроки войны ] 53. 17-9. В сложной обстановке ] 54. 17-10. Вахты Заряда ] 55. 17-11. В южных широтах ] 56. 17-12. Горячим фарватером ] 57. 17-13. Стойкость. Выдержка. Мастерство ] 58. 17-14. Трудные мили ] 59. 17-15. MOSCOW NEWS ] 60. 18. Золотые корабли ] 61. 19. Визит Хронопуло ] 62. 20. БДК Томский КСМ ] 63. 21. Визиты кораблей ] 64. 22. Ходили мы походами ] 65. 23. Поход в Индию ] 66. 24. Доставка штаба ] 67. 24-2. Десант на Сокотру ] 68. 24-3. Десант-80.avi ] 69. 25. К любимой ] 70. 26. Командование эскадры ] 81. 27-1. НШ эскадры ] 82. 27-2. Заместители КЭ. ] 83. 27-3. Начальники ПО ] 84. 28. Заместители НШ. ] 85. 28-1. Ф ЭМЧ ] 86. 28-2. Ф Бч-1. ] 87. 28-3. Ф Бч-2. ] 88. 28-4. Ф Бч-3. ] 89. 28-5. Ф Бч-4, СБС. ] 90. 28-6. ЗНШ-АВ - ГМО ] 91. 28-7. Ф РТС, Бч-7. ] 92. 28-8. Ф СПС - НСЧ ] 93. 28-9. Ф ПВО. ] 94. 28-10. Ф ПМТО. ] 95. 28-11. Ф Разведки. ] 96. 28-12. Ф РЭБ ] 97. 28-13. Ф ХС. ] 98. 28-14. Ф МС. ] 99. 28-15. Ф ОО. ] 100. 29-1. ПО ] 101. 30. ИстЖурнал эскадры ] 102. 31. Ревием ] 103. 31-1. ВМФ афера ] 104. 31-2. Куда ушел П-Павловск ] 105. 31-3. Под Андреевским ] 106. 32. Литература ] 122. 38-1. фото Балко М.В. ] 126. 38-2. Фото Петеримов Н.Г. ] 128. 38-3. Фото Умнов В.П. ] 130. 38-5. Фото Коваленко В.П. ] 131. 38-6. Фото Лихацкий Ю.В. ] 135. Ошибка с БДК-98 ]

Литературное дополнение к сайту