8-я

оперативная эскадра кораблей

 

(хроника создания  в зоне Индийского океана

8-й  оперативной эскадры кораблей ВМФ)  1967 – 1992 гг.

 

 

 

 

 

Место  встречи – 60-й  меридиан

 

Tu-95rc

 

Стартовавшие с Байконура "лунники" после облета Луны (равно как и при взлете с ее поверхности возвращаемых модулей с образцами лунного грунта) подлетали к Земле со стороны ее южного полушария вдоль меридиана 60 град. восточной долготы. Он, ставший, по расчетам баллистиков, трассой входа лунных КА в атмосферу Земли, пролегает по акватории Индийского океана, территории Ирана, а затем над казахстанскими просторами, где находились районы штатных посадок всех наших беспилотных и пилотируемых космических кораблей.  Однако, по этим же расчетам, первые "лунники" могли не долететь до заданных точек приземления. Войдя в плотные слои земной атмосферы немного раньше расчетного времени, вместо ожидаемого приземления они приводнялись в океан.  Для их подбора в Индийском океане была развернута 8-я эскадра ВМФ. В ее состав входило до десятка экспериментальных опытных судов (ЭОС), дооборудованных научной и радиосвязной аппаратурой, а также вертолетами палубного базирования типа Ка-25.

KA-25_89

В экипажи ЭОС входили специалисты радиопеленгации и поисково-спасательной службы. К моменту подлета очередного "лунника" к Земле ЭОС занимали заданные точки вдоль меридиана 60 град. восточной долготы, перекрывая всю длину расчетного участка возможного приводнения - от наиболее удаленной точки в южном полушарии и до побережья Ирана. После торможения КА в плотных слоях атмосферы на высоте 8 км приводилась в действие его парашютная система и начинал работать бортовой радиомаяк, излучавший на фиксированной частоте в УКВ-диапазоне позывные "АН" (. _ _ .), которые пеленговались с ближайшего к "луннику" корабля. Однако ограниченная дальность приема сигнала с КА - не более 200-250 км на высоте открытия парашюта, а также большое расстояние между равномерно расставленными кораблями эскадры (до 1000 км и более) не гарантировали надежного обнаружения объекта - особенно если он приводнялся близко к середине участка между двумя соседними кораблями. Кроме того, в одном из первых приводнений к месту посадки КА устремился американский эсминец. Только случайность (ночь и сильное волнение) не позволила ему поднять объект, считавшийся по тем временам совершенно секретным. Именно после этого эпизода 8-я эскадра была усилена боевыми кораблями и подводными лодками, а также самолетами авиации ВМФ, которые для повышения надежности обнаружения спускающегося КА к моменту открытия парашюта (и соответственно к началу радиоизлучения) находились в середине каждого интервала между кораблями поисковой эскадры. Надежность обнаружения возросла.  Ввиду огромной удаленности начального участка приводнения КА в океане для выполнения данной, без сомнения государственной важности, задачи могли быть использованы из состава военной авиации страны только самолеты максимального радиуса действия - Ту-95, способные летать с одной дозаправкой топливом до 24 ч. Они уже более десяти лет состояли на вооружении дальней авиации ВВС, экипажи имели большой опыт радиусных полетов, в том числе и с дозаправкой. Однако руководством Министерства обороны по представлению Генштаба было решено привлечь к данному заданию экипажи Ту-95 не из ВВС, а из авиации ВМФ, как целенаправленно использовавшиеся именно для полетов над морями и океанами и постоянно отрабатывавшими взаимодействие с кораблями.

 

TU95RC-2

Ракетоносец ТУ-95

В середине 60-х годов в составе авиации ВМФ был всего один полностью развернутый авиаполк самолетов Ту-95РЦ (разведчик-целеуказатель), дислоцированный на аэродроме Кипелово в районе Вологды. Полком командовал заслуженный летчик СССР Иван Гладков, выходец из дальней авиации, имевший огромный опыт полетов на Ту-95. Исключительно одаренный человек, летчик, как говорится, божьей милостью, И. Гладков поставил "на крыло" весь полк, лично дав инструкторскую подготовку всему руководящему составу и многим рядовым командирам экипажей. Они уверенно летали над Атлантикой, Северным Ледовитым и Тихим океанами, а теперь им предстояло освоить и Индийский. Из нескольких аэродромов был выбран наиболее приближенный к региону предстоящих действий. Им оказался Моздок - аэродром дальней авиации на Северном Кавказе. Затем была спланирована и успешно освоена  дозаправка Ту-95РЦ топливом  в  полете от танкеров дальней авиации - самолетов 3М (разработки ОКБ им. В.М. Мясищева),  базировавшихся на авиабазе Энгельс, под Саратовом. Экипажи выполнили тренировочные полеты на максимальную продолжительность с дозаправкой топливом ночью с аэродрома Моздок по Средней Азии. Этим полетом лично руководили командующий авиацией ВМФ маршал авиации Иван Борзов и главный штурман генерал-майор авиации Евгений Кабанов. По дипломатическим каналам был согласован с Ираном маршрут пролета над его территорией нашими самолетами в Индийский океан и обратного в Моздок. Первый реальный вылет на обнаружение возвращающегося "лунника" выполнили восемь экипажей полка во главе с И. Гладковым 21 сентября 1968 г. Экипажи взлетали слетанными парами: сначала танкер 3М, через 2 мин - Ту-95РЦ. Интервал между парами был 1 ч, а взлет головной пары, исходя из выданного времени раскрытия парашюта "лунника", рассчитан и выполнен так, что к моменту "Ч" первый Ту-95РЦ выходил в наиболее удаленную южную точку (до широты 13 град. южного полушария) между крайним южным и соседним с ним ЭОС. Лететь до нее было около 10 ч. После взлета каждая пара выходила на Тбилиси и затем на Джульфу - пункт на границе с Ираном, являвшийся выходным коридором. Далее отворот влево на Тегеран и после него - через города Мешхед, Бирджанд и Захедан к побережью Индийского океана. Над берегом - начало дозаправки. К этому моменту у Ту-95РЦ вырабатывалось такое количество топлива, какое мог максимально отдать танкер (около 20 т), чтобы потом долететь обратно. Заправка длилась 10-12 минут. Затем расцепка, короткое "пока" по радио и уже одиночный полет над безбрежным океаном - сначала ночным, потом дневным и опять ночным. Дальней радионавигации в те времена еще не было. Весь полет - только инструментальная прокладка пройденного пути по карте - до выхода на первый, самый северный корабль цепочки ЭОС. В первом же полете экипаж И. Гладкова, в составе которого штурманом был и автор статьи, наблюдал на всю жизнь запомнившийся малиновый след входившего в земную атмосферу "лунника". Затем услышали знакомые по тренировкам точки-тире, запеленговали район их излучения, прошли над приводнявшимся "лунником" и передали его координаты на ближайший ЭОС. Более 10 полетов экипажи полка выполнили с Моздока в Индийский океан и обратно, обеспечивая нашу "лунную" программу. Но после кончины С. Королева (1967 г.) торможение "лунников" стало возникать не только в земной атмосфере. И первым из землян 21 июля 1969 г. ступил на лунную поверхность Нейл Армстронг, астронавт США. А Иван Гладков через два года после этого погиб на своем родном аэродроме: его самолет в тумане столкнулся с верхушками деревьев окружавшего аэродром леса.

 

 

Домашняя ] 1. 1-я страница ] [ 2. 1-2. Место встречи ] 3. 2. Корабли ПСК ] 4. 3. Флот и космос ] 5. 3-1. Прототип Бурана ] 6. 3-2. Космический старт ] 7. 3-3. -опыт пригодится ] 8. 3-4. Бригада ПСК ] 9. 4. Концепция присутствия ] 10. 5. Оперативные эскадры ] 11. 5-2. 8-я оперативная ] 12. 6. 8-я - начало ] 13. 7. Флот - инструмент ] 14. 8. Бунт в метрополии ] 15. 9. Миссия ВМФ-71 ] 16.10. СССР в Сомали ] 17. 11. ВМФ на Маврикии ] 18. 12. ВМФ на Сейшелах ] 19. 13. Горячее море ] 20. 13-1. СССР и Эфиопия ] 21. 13-2. ВМФ Эфиопии ] 22. 13-3. ВМФ и Эфиопия ] 23. 13-4. Эфиопия до вторжения ] 24. 13-5. БД на море - 77-78 ] 25. 13-6. Создание ПМТО ] 26. 13-7. Новый ВМФ Эфиопии ] 27. 13-8. ВМФ СССР в 80-х ] 28. 13-9. Минный кризис ] 29. 13-10. Суэцкий канал ] 30. 13-11. Корабли - разминирование ] 31. 13-12. Авария К-175 ] 32. 13-13. История АПЛ ] 33. 13-14. Переворот в Адене ] 34. 13-15. Последний бой ] 35. 13-16. БД на Красном море ] 36. 13-17. БД -  90-91 ] 37. 13-18. Эвакуация ПМТО ] 38. 13-19. Страховой полис ] 39. 13-20. Конец ПМТО ] 40. 14. Корабли БС ] 41. 14-1. Случайно ] 42. 15. Разведчик - корабль ] 43. 16. Наследники Казарского ] 44. 17. Персидская эпопея ] 45. 17-1. Персидский залив ] 46. 17-2. Боевые мили ] 47. 17-3. Танкерная война ] 48. 17-4. Вахта в Персидском ] 49. 17-5. Рядом с опасностью ] 50. 17-6. Рецидив ] 51. 17-7. Трагедия над заливом ] 52. 17-8. Уроки войны ] 53. 17-9. В сложной обстановке ] 54. 17-10. Вахты Заряда ] 55. 17-11. В южных широтах ] 56. 17-12. Горячим фарватером ] 57. 17-13. Стойкость. Выдержка. Мастерство ] 58. 17-14. Трудные мили ] 59. 17-15. MOSCOW NEWS ] 60. 18. Золотые корабли ] 61. 19. Визит Хронопуло ] 62. 20. БДК Томский КСМ ] 63. 21. Визиты кораблей ] 64. 22. Ходили мы походами ] 65. 23. Поход в Индию ] 66. 24. Доставка штаба ] 67. 24-2. Десант на Сокотру ] 68. 24-3. Десант-80.avi ] 69. 25. К любимой ] 70. 26. Командование эскадры ] 81. 27-1. НШ эскадры ] 82. 27-2. Заместители КЭ. ] 83. 27-3. Начальники ПО ] 84. 28. Заместители НШ. ] 85. 28-1. Ф ЭМЧ ] 86. 28-2. Ф Бч-1. ] 87. 28-3. Ф Бч-2. ] 88. 28-4. Ф Бч-3. ] 89. 28-5. Ф Бч-4, СБС. ] 90. 28-6. ЗНШ-АВ - ГМО ] 91. 28-7. Ф РТС, Бч-7. ] 92. 28-8. Ф СПС - НСЧ ] 93. 28-9. Ф ПВО. ] 94. 28-10. Ф ПМТО. ] 95. 28-11. Ф Разведки. ] 96. 28-12. Ф РЭБ ] 97. 28-13. Ф ХС. ] 98. 28-14. Ф МС. ] 99. 28-15. Ф ОО. ] 100. 29-1. ПО ] 101. 30. ИстЖурнал эскадры ] 102. 31. Ревием ] 103. 31-1. ВМФ афера ] 104. 31-2. Куда ушел П-Павловск ] 105. 31-3. Под Андреевским ] 106. 32. Литература ] 122. 38-1. фото Балко М.В. ] 126. 38-2. Фото Петеримов Н.Г. ] 128. 38-3. Фото Умнов В.П. ] 130. 38-5. Фото Коваленко В.П. ] 131. 38-6. Фото Лихацкий Ю.В. ] 135. Ошибка с БДК-98 ]

Литературное дополнение к сайту