8-я

оперативная эскадра кораблей

 

(хроника создания  в зоне Индийского океана

8-й  оперативной эскадры кораблей ВМФ)  1967 – 1992 гг.

 

 

 

 

 

Советское присутствие в Сомали,

сотрудничество и разрыв.

 

somalia

 

1 июля 1960 года  на карте Африки появилось новое независимое государство – Сомали. Одним из первых шагов нового сомалийского руководства стало заявление, что соглашение 1954 года, по которому устанавливались границы бывших колоний, недействительно после провозглашения независимости Сомали. 30 августа 1960 года  правительство Сомали опубликовало манифест, в котором содержался призыв к созданию "Великого Сомали", включившего всю территорию Сомали, находившуюся под британским и итальянским правлением, а так же часть Эфиопии, Кении и Джибути, населенных сомалийцами.

Парламентская демократия, которая преобладала с момента провозглашения независимости в 1960 году  до военного переворота 1969 года, обеспечила приблизительный баланс кланов в правительстве, но кумовство и коррупция в конечном итоге разрушили общественную веру в эту систему. При этом сомалийцы никогда не были удовлетворены существующим уровнем помощи США, которая по своим объёмам, тем не менее, была, вероятно, больше, чем где-нибудь в развивающихся странах Африки. С 1954 года и  до 1970 года, когда была прекращена американская помощь, США передали Сомали почти 80 млн. долларов в виде помощи на развитие. Поэтому сомалийцы установили дипломатические и экономические отношения с социалистическими странами, рассчитывая на помощь с их стороны.

Дипломатические отношения СССР с Сомали были установлены 11 сентября 1960 года. В апреле 1961 года  Сомалийскую Республику посетила делегация из СССР, а в мае-июне 1961 года  состоялся визит сомалийской миссии во главе с премьер-министром Абдирашидом Шермарком в Советский Союз. 2 июня 1961 года в совместном Коммюнике стороны отметили общность взглядов на ряд международных проблем и успешное развитие отношений. СССР предоставил на льготных условиях долгосрочный кредит на развитие промышленности и сельского хозяйства в размере 40 млн. рублей и товарный кредит (сроком на пять лет) на 7 млн. рублей, а также безвозмездную помощь в строительстве ряда объектов, в подготовке национальных кадров и командировании специалистов. Тогда же были заключены следующие соглашения: Торговое и платёжное; Об экономическом и техническом сотрудничестве; О культурном сотрудничестве. 27 марта 1962 года соглашения 1961 года были парафированы. Был подписан протокол о строительстве двух госпиталей на 100 коек, средней школы на 300 учащихся и типографии в качестве безвозмездной помощи; и протокол о помощи в строительстве мясокомбината, рыбоконсервного завода, морского порта, мастерской для ремонта сельхоз. машин и дорожной техники, в освоении земель государственных хозяйств Сомали. 22 октября 1963 года  был подписан протокол о воздушном сообщении, 31 марта 1964 года - о техническом содействии в строительстве в Сомали госпиталя на 50 коек.

В 1962 году состоялись первые военные контакты между нашими странами. 27 апреля 1962 года было принято распоряжение Совета Министров СССР о приеме на обучение в высшие учебные заведения 50 военнослужащих из Сомали. В 1962 году Советский Союз согласился предоставить Сомали кредит в 32 миллиона долларов для модернизации армии и увеличении её до 14000 человек.

В 1963 году сомалийцы предприняли первую попытку разрешить территориальный вопрос силой, атаковав ряд эфиопских пограничных постов. Но "первый блин вышел комом". Эфиопская армия быстро дала решительный отпор; эфиопские части в ходе конфликта даже вторгались на территорию соседа. В урегулировании этого конфликта большую роль сыграло правительство СССР: в январе-марте 1964 года Могадишо (Сомали) и Аддис-Абебу (Эфиопия) посещает дипломатическая делегация во главе с Я.А. Маликом. Итогом целого ряда переговоров стало заключение в марте1964 года в Хартуме (Судан) перемирия. Неудача в Огадене совпала с категорическим отказом Великобритании в 1963 году при провозглашении независимости Кении передать Сомали северные пограничные районы своей бывшей колонии, преимущественно населенные сомалийцами. В этих условиях сомалийских эмиссаров, попытавшихся приобрести оружие на Западе, ждал более чем прохладный приём, поставки оружия оговаривались рядом требований, в числе которых были неизменность установленных границ, что, естественно, не устраивало сомалийцев.

После того как сорвались попытки купить оружие у западных стран, в ноябре 1963 года сомалийское руководство объявило, что примет советское предложение. И уже 4 декабря 1963 года было принято распоряжение Совета Министров СССР об обеспечении поставок в Сомали стрелкового вооружения. Позже кредит был увеличен до 55 миллионов долларов. Советский Союз, стремясь противостоять   влиянию Соединенных Штатов в Африканском Роге, сделал этот кредит беспроцентным и установил срок погашения в двадцать лет. Были поставлены танки T-34, БТР, самолеты МиГ-15 и МиГ-17, артиллерия и боеприпасы. С 1963года сомалийцы располагали как минимум 12 МиГ-17 (некоторые источники говорят о 54, поставленых к 1967 году). Приблизительно 300 советских военных советников прибыли в Сомали, чтобы обучать армию, а около 500 сомалийцев (пилоты, офицеры, техники) обучались в СССР.

Весной 1963 года  западные страны не преминули указать на проникновение советских специалистов и военной техники в регион, но советские представители говорили только о технической помощи стране. Так, в марте 1963 года, опровергая обвинения о поставках вооружений, было сообщено, что вместо танков в Могадишо теплоход «Ейск» доставил 33 советских бульдозера. Но дальше - больше, в начале апреля 1963 года английские газеты заявили, что СССР «добивается создания в независимом африканском государстве Сомали базы для подводных лодок и других военных кораблей». В феврале 1964 года эту тему продолжил президент Мальгашской Республики Филибер Цинар. В интервью сенегальской газете «Юните Африкен» он заявил, что СССР строит в Сомали военную базу стоимостью в 60 миллионов долларов. Но если со стороны СССР и было желание получить военную базу в этом ключевом регионе, то реально до 1969 года  руководство Сомали продолжало ориентироваться на Запад, поддерживая отношения с США и ФРГ, что препятствовало расширению советского влияния.

В 1965 году  СССР начал создание сомалийского флота. В 1965 году  были доставлены и переданы первые два сторожевых катера проекта 368П, в последующем до 1969 года  сомалийский флот получил малые торпедные катера проекта 123бис, большие торпедные катера проекта 183, десантные катера проекта 1785.

В 1966 году инженер ярославского судостроительного завода Александр Павлович Головников в составе команды из четырех человек был направлен в Кисимайо: «Работать предстояло на заказе пр.368П в течение трех месяцев. Но целый месяц мы не могли попасть на катер: забастовала команда. Оказалось, что обученную у нас в Союзе команду там, в Сомали, заменили другими людьми, а подготовленную команду лишили званий и должностей.

Нам предстояло подготовить катер к испытаниям и провести их. Дело осложнялось тем, что заказы наши перевозились на сухогрузах, при этом часть оборудования снималась. Так что объёмы работы были значительными, да еще надо было и команду обучить. Ушло на все эти дела четыре месяца…

По окончании работы в Кисимайо через Могадишо нас перебросили в порт Берберу, где находился еще один заказ. В Бербере команда катера была "наша" то-есть прошедшая обучение в Баку, и потому работать с ними было легче».

 

Боевые катера, переданные Советским Союзом ВМС Сомали в 1965-1969 гг.:

6 сторожевых катеров пр.368П (2 единицы в 1965, 3 единицы в 1966 г.): 1 -тип 9.

6 малых торпедных катера пр.123бис.

4 больших торпедных катера пр.183 в 1968 г., тип 7.

4 десантных катера пр.1785 в 1968-1969 гг.

 Торговый флот Сомали к 1966 году  насчитывал 3 судна общей вместительностью 10.857брт.

В мае 1965 года  в порт Могадишо советский п/х «Иван Сеченов» доставил оборудование для молокозавода. строящегося с помощью СССР. Советские специалисты передали правительству Сомали проектное задание на порт Бербера, который Сомали должен был строить при помощи долгосрочного кредита СССР.

Кроме «Сеченова», в Сомали в то время побывали «Магнитогорск», «Андижан», «Восток», «Наманган» и другие.

До строительства Советским Союзом порта, Бербера имела один пирс с пятитонным краном. О строительстве нового порта в Бербере СССР и Сомали договорились в 1962 году, и уже в конце того года в Берберу прибыла изыскательская экспедиция «Союзморниипроекта». Пока готовилось проектное задание, место строительства порта изучали гидрологи. Осенью 1964 года  группа специалистов приезжала сделать привязку проекта к местности. И, в соответствии с договором, в середине 1965 года  в Берберу прибыла первая группа советских специалистов для строительства порта. Тогда же началась доставка необходимого для строительства оборудования. В сентябре 1965 года  из Николаева буксир «Горделивый» (капитан Рубцов) начал буксировку кран-копра для работ на строительстве порта в Бербере. Переход длился 39 дней и завершился в октябре.

15 января 1966 года  в Бербере был заложен первый камень будущего порта, строящегося с участием СССР. Директором строительства был сомалиец Мухамеджан Абди, но все ведущие специалисты были из СССР - главный инженер строительства порта Амеран Мелитонович Зенайшвили, главный инженер проекта Игорь Иванович Медовиков. Всего в Бербере проживали около ста советских специалистов и членов их семей. Они — рабочие, техники, инженеры, моряки и монтажники, водолазы и водители автомашин, бульдозеристы и экскаваторщики, работали вместе с сомалийцами. Главный инженер строительства А.М.Зенайшвили лично проводил основную работу по отбору людей, которые поедут строить морской порт в Бербере, и поэтому хорошо знал каждого человека. За плечами таких инженеров, как Николай Александрович Хвостик, Андрей Павлович Воронин, Иван Петрович Петренко - огромный жизненный опыт. При этом перед нашими специалистами стояла задача подготовки квалифицированных кадров из местного населения, ведь здесь были наперечет даже люди со средним техническим образованием. По разным причинам, в том числе и из-за коррупции, республика испытывала финансовые затруднения. Зарплата сомалийским рабочим выплачивалась несвоевременно. Но люди не уходили со стройки, пока не получали специальность. И если они овладели той или иной профессией под руководством советских специалистов, то все знают: эти рабочие — люди высокой квалификации.

А. М. Зенайшвили в интервью корреспонденту подчеркивал: «Мы уже подготовили сотни отличных специалистов. Финансовые затруднения страны, конечно, влекут за собой текучесть кадров на стройке. Но тот, кто уходит, знает, что всегда найдет себе работу. А на их место приходят новые люди. Наша стройка, таким образом, превратилась в своеобразный учебный комбинат, в кузницу кадров для молодой африканской республики».

В конце 1966 года  линия шпунтов уже протянулась почти на всю длину будущих причалов, где в будущем смогут одновременно обрабатываться два крупнотоннажных судна. Естественные глубины здесь составляли в то время 9 метров. Но при необходимости дно планировалось углубить. На берегу шло строительство склада генеральных грузов, здания управления порта, крупных механических мастерских. Моряки тоже участвовали в строительстве, не только участвуя в доставке грузов для стройки по морю, но и работая в Бербере. Наши специалисты работали на водолазном боте, рейдовом буксире «Труженик» и других вспомогательных судах, занятых в строительстве.

 лайнрер адм нахимов

 В канун Первомая 1968 года  состоялось открытие нового причала порта Бербера. Первым удостоился чести пришвартоваться к нему советский черноморский теплоход «Адмирал Ушаков».

Эксплуатация порта в Бербере началась с апреля 1969 года. Он был механизирован, имел два портальных и три автокрана. Порт вышел на первое место по числу обрабатываемых судов и на второе - по тоннажу судов. Ныне на Берберу приходится 50% сомалийского грузооборота, ежемесячно в порт заходит около 40 судов. За год через порт отправляется на экспорт свыше 1 млн. голов  скота. За три года после начала эксплуатации в порт зашло 800 судов, суммарный грузооборот составил более 440 тысяч тонн, было вывезено свыше 3,5 млн. голов скота. Экспорт из Берберы идет в арабские страны, главным образом - в Саудовскую Аравию и НДРЙ, в меньшей мере – в Кувейт и Бахрейн. С самого начала порт функционировал как рентабельный объект.

 debb25eda3b9

 Почти одновременно со строительством СССР порта в Бербере, США сооружали порт в Кисимайо. До его сооружения суда обслуживались на рейде.

Мелкие суда (баркасы и парусные лодки «дау») причаливали и отчаливали во время прилива, а разгружались в отлив. Через порт вывозились бананы и древесный уголь, а ввозился цемент, лес, продовольствие. Изучение показало, что районы Приджубья обладают большим потенциалом для развития сельского хозяйства. Поэтому еще до провозглашения независимости возникла необходимость строительства порта в Кисимайо. В ноябре 1959 года представители американского Корпуса военных инженеров провели предварительные изыскания по строительству порта Кисимайо. Затем был составлен проект работ, и началось строительство. В 1967 году  было завершено возведение основных сооружений порта, после чего продолжилось строительство служебных зданий и коммуникаций. Революция в Сомали спутала расчеты монополистического капитала на увековечение господства в республике. В мае 1970 года США объявили о прекращении помощи СДР. Были лишь отпущены средства для завершения давно начатых работ, в том числе строительства кисимайского порта. Озлобление американцев было настолько велико, что по завершении работ в порту они сбросили часть оставшегося оборудования (фермы, балки и др.) в море у Змеиного острова. Техника и оборудование были основными грузами наших поставок в Сомали. Так, в 1966 году на долю машин и оборудования приходилось 83,3% советского экспорта в Сомали. Но, помимо этого, поставлялись и другие товары – так, в 1968 году из СССР было поставлено 4 миллиона метров хлопчатобумажных тканей, 30 тысяч тонн цемента, 4 тысячи тонн пшеничной муки.

17-24 апреля 1968года  в Могадишо с первым официальным визитом пришел отряд боевых советских кораблей в составе КР «Дмитрий Пожарский» и БПК «Стерегущий».

кр дм пожарский

 Легкий крейсер пр. 68-бис "Дмитрий Пожарский"

1952 – 1990

31 августа 1951 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 31 февраля 1952 года заложен на заводе № 189 в Ленинграде (заводской № 445), спущен на воду 25 июня 1953 года, вступил в строй 31 декабря 1954 года и 31 января 1955 года, подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 4-го ВМФ.

 24 февраля 1955 года перечислен в состав СФ, а 7 сентября 1955 года после перехода по Севморпути из Североморска на Дальний Восток - в состав ТОФ.

С 21 по 26 июня 1956 года нанес визит в Шанхай (Китай), с 28 по 31 марта 1968 года - в Мадрас ис 3 по 6 апреля 1968 года - в Бомбей (Индия), с 17 по 24 апреля 1968 года - в Могадишо (Сомали),с 11 по 19 мая 1968 года - в Умм-Каср (Ирак), с 25 мая по 2 июня 1968 года - в Карачи (Пакистан),с 5 по 9 июня 1968 года - в Бендер-Аббас (Иран), в июне 1968 года - в Аден (Южный Йемен) и с 6 по 11 июля 1968 года - в Коломбо (Шри Ланка).

В период с 25 апреля 1969 года по 23 октября 1970 года и с 1 февраля 1980 года по 1 января 1985 года прошел на "Дальзаводе" во Владивостоке капитальный ремонт,

 30 января 1979 года выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен во Владивостоке на отстой, а 5 марта 1987 года разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 16 сентября 1987 года расформирован и в 1990 году продан частной фирме Индии для разделки на металл.

 

Водоизмещение 14700/16300 т. Размерения 210/205x22/21/4x6.76/7.26 м
Вооружение - 12 - 152/57, 12 - 100/56, 32 - 37/67, 2x5 ТА
Бронирование - толщина броневого пояса от 32-го до 170-го шпангоута равнялась 100 мм, в оконечностях - 20 мм.

Нижняя палуба - 50 мм и 20 мм в оконечностях; носовой траверз-120 мм, кормовой - 100 мм.
Боевая рубка: бок - 130 мм, палуба - 30 мм и крыша - 100 мм, запасной командный пункт - 10 мм. Труба защиты проводов - 50 мм. Посты внутри башенноподобной мачты ниже боевой рубки - 10 мм, КДП - 13 мм, кожухи дальномеров - 10 мм, стабилизированный пост наводки (СПН-500) и его барбеты - 10 мм. Бронеканалы - 10 м.

Колосники и решетки шахт машинно-котельных вентиляторов - 125 мм. Рулевое и румпельное отделения имели стенки в 100 мм и 50-мм защиту сверху.

Механизмы 2 турбины типа ТВ-7 суммарной мощностью 118,000 - 128,000 л.с., 6 котлов типа КВ68, 2 винта диаметром 4,58 м

Скорость 33,1 узла Дальность плавания 9000 миль.

Экипаж 1,200 человек.

 http://navsource.narod.ru/photos/02/194/02194002.jpg

большой противолодочный корабль проекта 61 "Стерегущий"

1964 – 1995

9 июля 1964 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 26 июля 1964 года заложен на заводе имени А.А. Жданова (Северная верфь) в Ленинграде (заводской № 755),
спущен на воду 20 февраля 1966 года, вступил в строй 21 декабря 1966 года и 7 января 1967 года включен в состав КТОФ.

 С 17 по 24 марта 1968 года нанес визит в Мадрас, с 3 по 6 апреля 1968 года - в Бомбей (Индия), с 17 по 24 апреля 1968 года - в Могадишо (Сомали), с 11 по 19 мая 1968 года - в Умм-Каср и Басру (Ирак),с 25 мая по 2 июня 1968 года - в Карачи (Пакистан), с 5 по 9 июня 1968 года - в Бендер-Аббас (Иран),в июне 1968 года - в Аден (Южный Йемен) и с 6 по 11 июля 1968 года - в Коломбо (Шри Ланка).

31 декабря 1978 года выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой,

 30 июня 1993 года разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 11 февраля 1994 года расформирован. 20 сентября 1994 года продан американской фирме для последующей разборке на металл и в 1995 году уведен в Индию.

 Водоизмещение: полное 4390, стандартное 3400 т; длина 144 м, ширина 15,8 м, осадка 4,6 м

Мощностъ ГТУ 4х 18 000 л.с.; скорость хода: максимальная 34, экономическая 18 уз.; дальность плавания экономическим ходом 3500 миль.

Вооружение: 2x2 ПУ ЗРК "Волна", 2x2 76,2-мм АК-726 орудия, 1x5 533-м ТА, 2x12 РБУ-6000 (90 РГБ-60), 2 РБУ-1000 (24 РГБ-10), 1 вертолет Ка-25.

 Экипаж 266 человек, в том числе 22 офицера.

 Вовлечение армии в политическую борьбу, майские (1969 г.) события в Судане и опасность осуществления плана премьер-министра М.Х.Ибрагима Эгаля объединить армию с полицией и поставить во главе её "удобного человека" сплотила и объединила большую часть офицерства вокруг Сиада Барре. 15 октября 1969 года собственным охранником был убит президент А.А.Шермарк. Группировка Эгаля выдвинула кандидата на пост президента М.Богора, миллионера, ярого противника политики нейтралитета и сторонника проамериканской ориентации Сомали. Угроза прихода к власти прозападных реакционных элементов, поддерживавшихся империалистическими кругами, вынудила патриотические силы Сомали принять решительные меры. В ночь на 21 октября 1969 года прогрессивные офицеры сомалийской армии под руководством командующего армией генерал-майора Мохаммеда Сиада Барре осуществили революционный переворот и взяли власть в стране в свои руки. Министры прежнего правительства были арестованы, парламент, политические партии, общественные организации распущены.

 http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/4/40/Siadb.gif

Мухаммед Сиад Барре

3-й президент Сомали

  Вся власть перешла Верховному революционному совету (ВРС), президентом которого стал Мохаммед Сиад Барре. Сомали была провозглашена Сомалийской Демократической Республикой (СДР). После переворота региональные кланы не получили мест в центральном правительстве, из-за чего они перестали подчиняться ему. Возник вооруженный конфликт. Сомалийское правительство стало использовать помощь, поступавшую из СССР, для борьбы с оппозицией. Сомалийский режим на время оказался главным партнером Советского Союза в Африке. В 1970 году новое руководство провозгласило строительство в своей стране социализма (но при этом - чудным образом замешанном на законах шариата). Поэтому не удивительно, что объемы советской помощи с каждым годом нарастали, а сомалийская территория рассматривалась как возможный район базирования.

СССР привлек флот с целью поддержки нового сомалийского руководства от опасности свержения. 1-14 декабря 1969 года  в порты Кисимайо, Могадишо и Бербера (Сомали) с официальным визитом пришел отряд кораблей в составе 2 БПК «Владивосток», «Строгий», БДК и танкера «Егорлык».

Отряд выполнял переход из Севастополя на Дальний Восток  вокруг Африки. Корабли отряда выполнили аналогичную миссию, посетив и Судан. В апреле 1970 года  несколько боевых советских кораблей посетили Берберу в тот        момент, когда новый режим опасался возможного государственного переворота, поддержанного имперскими властями Эфиопии.

 рк владивосток

Большой противолодочный корабль проекта 1134 "Владивосток"

1964 – 1991

1 октября 1964 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 24 декабря 1964 года заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде (заводской № 792 ), спущен на воду 1 августа 1969 года и 11 сентября 1969 года включен в состав ДКБФ.
1 октября 1969 года перечислен в состав КСФ, а 10 февраля 1970 года после перехода летом 1969 года с несением боевой службы в Индийском океане - в состав КТОФ.
С 1 по 4 сентября 1969 года совершил деловой заход в порт Лагос (Нигерия),
с 1 по 3 декабря 1969 года нанес визит в порт Бербера (Сомали),
с 7 по 15 декабря 1969 года нанес визиты Могадишо и Кисмаю (Сомали),
с 27 по 29 декабря 1969 года корабль совершил деловой заход в порт Аден (Народная Республика Южный Йемен) с 27 по 31 декабря 1969 года в Порт-Судан (Судан), с 9 по 14 марта 1979 года - в Порт-Луи (Маврикий), За 1979 год крейсер совершил деловые заходы в порты: Виктория, Порт-Луи, Мапуту, Камрань, Дахлак и дважды в порт Аден.

 С 13 декабря 1971 года по 6 марта 1972 года нес боевую службу в Индийском океане, с ноября 1978 года по август 1979 года выполнял задачи боевой службы в Индийском океане, с апреля по декабрь 1980 года выполнял задачи боевой службы в Индийском океане. с 16 по 25 августа 1980 года совершил деловой заход в порт Бейра (Мозамбик).
С 9 по 16 сентября 1980 года осуществил визит в Порт-Луи (Маврикий), с 17 по 21 октября 80 года осуществил официальный визит в порт Кочин (Индия), В 1987 году привлекался к несению боевой службы в Южно-Китайском море.
Приказом МО СССР от 24 апреля 1977 года переведен в класс ракетно-артиллерийских кораблей.
В период с 28 сентября 1988 года по 23 апреля 1990 года прошел на "Дальзаводе"
во Владивостоке капитальный ремонт. Исключен из состава ВМФ приказом ГК ВМФ от 19 апреля 1990 года.
1 января 1991 года разоружен и передан в ОФИ для демонтажа и реализации
1 июня 1991 года расформирован. Продан на слом в Австралию.
Водоизмещение; полное 7160, стандартное 5375 т, нормальное 6265 т.; длина 156,1 м, ширина 16.74 м, осадка 5.85 м.
Мощность ПГУ 2x46 000 л.с.; скорость хода: максимальная 34.3, экономическая 14 уз.;
дальность плавания экономическим ходом 10500 миль
Вооружение: 2x2 ПУ ПКРК П-35 (4 ракеты), 2x2 ПУ ЗРК "Волна" (32 ракеты - всего 64), 2x2 57-мм АК-725, 2x5 533-мм ТА, 2х12 РБУ-6000 (144 РГБ-60) и 2х6 РБУ-1000 (48 РГБ-10). Экипаж 360 человек.

 http://navsource.narod.ru/photos/02/183/02183011.jpg

                      Большой противолодочный корабль проекта 61 "Строгий"

1965 – 1993

22 февраля 1966 года заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве (заводской № 1709),
спущен на воду 29 апреля 1967 года и 12 января 1968 года зачислен в списки кораблей ВМФ,
вступил в строй 24 декабря 1968 года и 8 января 1969 года включен в состав КТОФ.

С 1 по 4 сентября 1969 года совершил деловой заход в порт Лагос (Нигерия),
с 7 по 15 декабря 1969 года нанес визиты Берберу, Могадишо и Кисмаю (Сомали),

с 27 по 31 декабря 1969 года в Порт-Судан (Судан),
с 4 по 8 февраля 1972 года - в Массауа (Эфиопия), с 2 по 7 июня 1978 года - в Викторию (Сейшельские острова), с 5 по 10 ноября 1978 года - в Хайфон (Вьетнам) и с 22 по 26 июня 1985 года - в Мапуту (Мозамбик).
1 ноября 1990 года выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой,
а 30 июня 1993 года разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 11 февраля 1994 года расформирован.
Проданный частной индийской фирме корабль в 1995 году корабль затонул при буксировке во время шторма в 80 милях от Сингапура.

Водоизмещение: полное 4390, стандартное 3400 т; длина 144 м, ширина 15,8 м, осадка 4,6 м.
Мощностъ ГТУ 4х 18 000 л.с.; скорость хода: максимальная 34, экономическая 18 уз.; дальность плавания экономическим ходом 3500 миль.
Вооружение: 2x2 ПУ ЗРК "Волна", 2x2 76,2-мм АК-726 орудия, 1x5 533-м ТА, 2x12 РБУ-6000 (90 РГБ-60),  2 РБУ-1000 (24 РГБ-10), 1 вертолет Ка-25.

 Экипаж 266 человек, в том числе 22 офицера.

                            В июне 1970 года  США и ФРГ объявили о прекращении гуманитарной помощи Сомали.

В сентябре 1970 года в Сомали прибыло советское промысловое судно «Железняков», оно провело исследование рыбных запасов у северо-восточного побережья Сомали, для обучения брали на борт сомалийцев. Работало оно и в 1971 году.

В Совместном коммюнике 30 октября 1970 года стороны подтвердили заинтересованность в дальнейшем развитии разносторонних связей. 19 ноября 1970 года в Заявлении стороны констатировали наличие отношений дружбы и сотрудничества в различных областях. Была достигнута договорённость о сотрудничестве в строительстве на р. Джуба ГЭС и плотины с ирригационными каналами, а также по ряду других экономических вопросов.

В декабре 1971 года  подписано соглашение о строительстве Советским Союзом в портах Сомали трех нефтехранилищ.

С 1969 года и  до  октября 1972 года советские военно-морские силы выполнили 45 посещений портов Сомали в ходе 171 визитов советских кораблей за этот период в страны Индийского океана.

 http://www.visualrian.ru/storage/PreviewWM/0301/09/030109.jpg

Министр обороны Маршал Советского Союза А.А.Гречко на борту РКР «Варяг».

 В феврале 1972 года  Сомали в составе правительственной делегации посетил Министр обороны СССР Маршал Советского Союза А.А.Гречко. Специально для этого с визитом в Могадишо пришел отряд кораблей под командованием В.С.Круглякова в составе РКР «Варяг», БПК «Строгий» и МТЩ. Министр совместно с президентом Верховного революционного Совета Сомали Мохаммедом Сиад Барре посетил РКР «Варяг».

 http://navsource.narod.ru/photos/02/154/02154009.jpg

Ракетный крейсер пр. 58 "Варяг"

                      (до 31 октября 1962 года - "Сообразительный")

1961 - 1991

5 августа 1961 года зачислен в списки кораблей ВМФ и
13 октября 1961 года заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде (заводской № 783),спущен на воду 7 апреля 1963 года, вступил в строй 20 августа 1965 года и 23 сентября 1965 года включен в состав КТОФ.

 С 10 по 14 октября 1981 года нанес визит в Дананг (Вьетнам).
19 апреля 1990 года разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 21 мая 1991 года расформирован.
В период службы носил гвардейский флаг, унаследованный от ЭМ "Сообразительный" проекта 7-У ЧФ.


Водоизмещение: полное 5330, стандартное 4300 т; длина 142,3 м, ширина 4,3 м. Мощность ПТУ 2х46 000 л.с.; скорость хода: максимальная 36, экономическая 14,5 уз; дальность плавания экономическим ходом 6000 миль.
Вооружение: 2х4 ПУ ПКРК П-35 (16 ракет), 1х2 ПУ ЗРК "Волна" (16 ракет), 2х2 76,2 мм АК-726 орудия, 2х12 РБУ-6000 (96 РГБ-60),2х3 533-мм ТА.

Экипаж 304 человека, в том числе 25 офицеров.

 По приказу Гречко при стоянке с крейсера «Варяг» была произведена стрельба двумя зенитными ракетами комплекса ЗРК «Волна». При этом стрельбы едва не привели к международным осложнениям с западными странами.

 http://www.NAVY.ru/publications/books/shelf/vma/images/4.jpg

Маршал Советского Союза А. А. Гречко

 Руководитель отряда кораблей контр-адмирал Владимир Сергеевич Кругляков вспоминал: «… к 8.00 к пирсу были посланы разъездные и рабочие катера, на которых разместилось около 30 человек во главе с президентом Сомали и МО СССР. Несмотря на свежий ветер, высадка и встреча гостей прошли без приключений. Приключения (или, точнее, неожиданности) начались на борту. Едва я начал рассказ о главном комплексе П-35, как А.А.Гречко приказал:

— Покажите ракету.

Приказание выполнили. Сомалийские гости были восхищены и шумно выражали свое удовлетворение. И вдруг, неожиданно для всех и для меня в первую очередь, министр приказал:

— Произведите выстрел одной ракетой.

Сказал он это вполголоса — его слова разобрали только члены нашей делегации и стоявший рядом командир корабля Ю.И.Дерябин.

Что делать? Приказ министра — не шутка. Но, с одной стороны, — мы находимся в столице иностранного государства, с другой — часть ракет снаряжены спецзарядом. Соображал я несколько секунд.

— Товарищ Министр! Стрелять в этих условиях не могу.

— Почему?

— По Вашему приказу часть ракет снаряжены спецзарядом.

— Ну, свой приказ я могу изменить, но со спецзарядами надо быть осторожнее. Хорошо, продолжай показ.

Далее шло все благополучно до тех пор, пока мы все не подошли к ПУ ЗРК "Волна". Едва подняли ракеты на направляющие и я начал рассказ, как министр произнес:

— Ну, здесь-то СБЧ нет. Произведите двухракетный залп.

Не успел я открыть рот, как Н.В.Огарков шепнул мне:

— Не перечь, выполняй.

Весь экипаж готовился к приему, был одет в парадную форму, но мне пришлось скомандовать "Боевая тревога!".

В ходовую рубку поднялся флагманский ракетчик эскадры:

— Товарищ адмирал! Мы еще на Сокотре вывели комплекс на плановый осмотр.

Час от часу не легче!

— Какая фактическая готовность?

— Задержка — 7 минут.

— Готовь комплекс к пуску двух ракет.

Флагманский ракетчик пулей слетел в пост. Настала моя очередь докладывать министру. Проверив, что все гости находятся в укрытиях, я доложил маршалу:

— Готовность к пуску — 7 минут.

Сопровождающий Министра генерал-майор что-то отметил в записной книжке.

Минуты бежали стремительно: три, две, одна минута до пуска. Министр смотрит на часы. Чувствую, что происходит задержка. И в это время прямо по выбранному пеленгу стрельбы появился самолет. Я решил использовать это обстоятельство. Еще минута...

Маршал А.А.Гречко посмотрел на меня.

— Товарищ  министр!  По пеленгу стрельбы — самолет.

Министр посмотрел в бинокль и объяснил обстановку президенту:

— Если это американский самолет, пусть адмирал его собьет, — с каменным лицом произнес Сиад Барре.

Я мгновенно среагировал, обратившись к стоявшему рядом сомалийскому полковнику — командующему ПВО страны и к тому же — племяннику президента (полковник когда-то учился у нас и хорошо знал русский язык):

— Товарищ полковник, это по Вашей части. Чей самолет?

Полковник задумался.

— Я думаю, что французский, идет из Джибути на Маврикий, - достаточно профессионально ответил он.

— Французов сбивать не будем, — заключил маршал А.А.Гречко.

Не успел он закончить фразу, как первая ракета сорвалась с направляющих и понеслась к цели. За ней — вторая.

Министр вопросительно посмотрел на меня, зная, что наведение и захват были отключены для обеспечения безопасности. Для гостей я схитрил:

— Цель вышла из опасной зоны.

Эффект от стрельбы был потрясающий - сомалийцы не могли успокоиться несколько десятков минут, министр обороны тоже...»

В последний день визита произошла одна из незаметных схваток СССР и США в "холодной войне". Вот как об этом вспоминал В.С.Кругляков: «Я уже лег отдыхать, когда оперативный дежурный эскадры передал мне просьбу срочно по радио связаться с посольством. На связи был военный атташе В. И. Малахов.

— Владимир Сергеевич, сомалийцы получили запрос с просьбой разрешить войти двум американским кораблям на рейд Могадишо и высадить на берег тяжелобольного, нуждающегося в срочной операции. Алексей Семенович запрашивает Ваше мнение.

— Я сильно сомневаюсь, что на американских кораблях нет хороших хирургов, способных сделать любую операцию. Но уж если это так необходимо, пусть предложат американцам высадить больного в Кисимайо. А по моему мнению, они затеяли эту игру, чтобы понаблюдать за  работой делегации МО СССР и действиями наших кораблей.

—  Владимир Сергеевич, генерал Огарков спрашивает, есть ли на Ваших кораблях хорошие хирурги и были ли случаи, когда они оказывали хирургическую помощь матросам иностранных кораблей.

— У меня таких случаев не было, но если будет "добро", мы готовы принять на «Варяг» любого больного.

На этом переговоры закончились. Утром я поинтересовался, чем закончилась эта история.

— Да ничем: сомалийцы предложили американцам следовать в Кисимайо, те ничего не ответили и удалились.

На следующее утро мы снялись с якорей и направились на рейд о. Сокотра. где нас ожидали остальные корабли 10-й эскадры».

В ходе этого визита в 1972 году  было достигнуто соглашение о заходе советских кораблей в порты Сомали и создании там ПМТО, для чего заключили соглашение о модернизации порта Бербера.

В апреле 1972 года  было достигнуто соглашение с правительством Сомали о периодическом базировании самолётов Ту-95РЦ и Ил-38 на аэродроме Бербера. Для обеспечения базирования и поддержания аэродрома в эксплуатационном состоянии затрачивались значительные средства, были созданы огромные запасы горюче-смазочных материалов. Но когда из-за создавшейся политической обстановки личный состав и самолёты покинули Сомали, все запасы материальных средств пришлось оставить.

26 июля 1972 года  между СССР и Сомали был подписан протокол о сотрудничестве в области рыболовства.

Продолжение:16. 10а.

 

 

Домашняя ] 1. 1-я страница ] 2. 1-2. Место встречи ] 3. 2. Корабли ПСК ] 4. 3. Флот и космос ] 5. 3-1. Прототип Бурана ] 6. 3-2. Космический старт ] 7. 3-3. -опыт пригодится ] 8. 3-4. Бригада ПСК ] 9. 4. Концепция присутствия ] 10. 5. Оперативные эскадры ] 11. 5-2. 8-я оперативная ] 12. 6. 8-я - начало ] 13. 7. Флот - инструмент ] 14. 8. Бунт в метрополии ] 15. 9. Миссия ВМФ-71 ] [ 16.10. СССР в Сомали ] 17. 11. ВМФ на Маврикии ] 18. 12. ВМФ на Сейшелах ] 19. 13. Горячее море ] 20. 13-1. СССР и Эфиопия ] 21. 13-2. ВМФ Эфиопии ] 22. 13-3. ВМФ и Эфиопия ] 23. 13-4. Эфиопия до вторжения ] 24. 13-5. БД на море - 77-78 ] 25. 13-6. Создание ПМТО ] 26. 13-7. Новый ВМФ Эфиопии ] 27. 13-8. ВМФ СССР в 80-х ] 28. 13-9. Минный кризис ] 29. 13-10. Суэцкий канал ] 30. 13-11. Корабли - разминирование ] 31. 13-12. Авария К-175 ] 32. 13-13. История АПЛ ] 33. 13-14. Переворот в Адене ] 34. 13-15. Последний бой ] 35. 13-16. БД на Красном море ] 36. 13-17. БД -  90-91 ] 37. 13-18. Эвакуация ПМТО ] 38. 13-19. Страховой полис ] 39. 13-20. Конец ПМТО ] 40. 14. Корабли БС ] 41. 14-1. Случайно ] 42. 15. Разведчик - корабль ] 43. 16. Наследники Казарского ] 44. 17. Персидская эпопея ] 45. 17-1. Персидский залив ] 46. 17-2. Боевые мили ] 47. 17-3. Танкерная война ] 48. 17-4. Вахта в Персидском ] 49. 17-5. Рядом с опасностью ] 50. 17-6. Рецидив ] 51. 17-7. Трагедия над заливом ] 52. 17-8. Уроки войны ] 53. 17-9. В сложной обстановке ] 54. 17-10. Вахты Заряда ] 55. 17-11. В южных широтах ] 56. 17-12. Горячим фарватером ] 57. 17-13. Стойкость. Выдержка. Мастерство ] 58. 17-14. Трудные мили ] 59. 17-15. MOSCOW NEWS ] 60. 18. Золотые корабли ] 61. 19. Визит Хронопуло ] 62. 20. БДК Томский КСМ ] 63. 21. Визиты кораблей ] 64. 22. Ходили мы походами ] 65. 23. Поход в Индию ] 66. 24. Доставка штаба ] 67. 24-2. Десант на Сокотру ] 68. 24-3. Десант-80.avi ] 69. 25. К любимой ] 70. 26. Командование эскадры ] 81. 27-1. НШ эскадры ] 82. 27-2. Заместители КЭ. ] 83. 27-3. Начальники ПО ] 84. 28. Заместители НШ. ] 85. 28-1. Ф ЭМЧ ] 86. 28-2. Ф Бч-1. ] 87. 28-3. Ф Бч-2. ] 88. 28-4. Ф Бч-3. ] 89. 28-5. Ф Бч-4, СБС. ] 90. 28-6. ЗНШ-АВ - ГМО ] 91. 28-7. Ф РТС, Бч-7. ] 92. 28-8. Ф СПС - НСЧ ] 93. 28-9. Ф ПВО. ] 94. 28-10. Ф ПМТО. ] 95. 28-11. Ф Разведки. ] 96. 28-12. Ф РЭБ ] 97. 28-13. Ф ХС. ] 98. 28-14. Ф МС. ] 99. 28-15. Ф ОО. ] 100. 29-1. ПО ] 101. 30. ИстЖурнал эскадры ] 102. 31. Ревием ] 103. 31-1. ВМФ афера ] 104. 31-2. Куда ушел П-Павловск ] 105. 31-3. Под Андреевским ] 106. 32. Литература ] 122. 38-1. фото Балко М.В. ] 126. 38-2. Фото Петеримов Н.Г. ] 128. 38-3. Фото Умнов В.П. ] 130. 38-5. Фото Коваленко В.П. ] 131. 38-6. Фото Лихацкий Ю.В. ] 135. Ошибка с БДК-98 ]

Литературное дополнение к сайту